Техническое состояние машин и агрегатов - Обслуживание и ремонт автомобиля

Техническое состояние машин и агрегатов

К возникновению дефектов приводят ошибки конструирования, нарушения технологического процесса производства, технического обслуживания и ремонта автомобилей, а также эксплуатация.

Дефект — каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, определенным нормативной документацией.

Дефекты деталей по месту расположения можно подразделить на:

  • локальные (трещины, риски и т.д.),
  • дефекты во всем объеме или по всей поверхности (несоответствие химического состава, качества механической обработки и т.д.),
  • дефекты в ограниченных зонах объема или поверхности детали (зоны неполной закалки, коррозионного поражения, местный наклеп и т.д.).

Местонахождение дефекта может быть:

  • внутренним (глубинным),
  • наружным (поверхностным и подповерхностным).

По возможности исправления дефекты классифицируют на:

  • устраняемые,
  • неустраняемые.

Устраняемый дефект технически потенциально возможно и экономически разумно исправить. В противном случае это неустраняемый дефект.

По отражению в нормативной документации дефекты делят на:

  • скрытые,
  • явные.

Скрытый дефект — дефект, для обнаружения которого в нормативной документации не предусмотрены необходимые правила, методы и средства контроля. В противоположном случае это явный дефект.

По причинам возникновения дефекты подразделяют на:

  • конструктивные,
  • производственные,
  • эксплуатационные.

Конструктивные дефекты — это несоответствие требованиям технического задания или определенным правилам разработки (модернизации) продукции. Причины таких дефектов:

  • ошибочный выбор материала изделия,
  • неверное определение размеров деталей,
  • режима термической обработки.

Эти дефекты являются следствием несовершенства конструкции и ошибок конструирования.

Производственные дефекты — несоответствие требованиям нормативной документации на изготовление, ремонт или поставку продукции. Они появляются в результате:

  • нарушения технологического процесса,
  • изготовления,
  • восстановления деталей.

Эксплуатационные дефекты — это дефекты, которые появляются в результате:

  • износа,
  • усталости,
  • коррозии деталей,
  • неправильной эксплуатации.

Наиболее часто встречаются следующие эксплуатационные дефекты:

  • изменение размеров и геометрической формы рабочих поверхностей;
  • нарушение требуемой точности взаимного расположения рабочих поверхностей;
  • механические повреждения;
  • коррозионные повреждения;
  • изменение физико-механических свойств материала деталей.

Возникающие у сборочных единиц дефекты делятся на:

  • потерю жесткости соединения,
  • нарушение контакта поверхностей,
  • дефекты посадки деталей,
  • дефекты размерных цепей.

Потеря жесткости появляется в результате ослабления резьбовых и заклепочных соединений.

Нарушение контакта — это результат уменьшения площади прилегания поверхностей у соединяемых деталей, вследствие чего прослеживается потеря герметичности соединений и повышение ударных нагрузок. Нарушение посадки деталей порождается увеличением зазора или снижением натяга.

Нарушение размерных цепей происходит по причине изменения соосности, перпендикулярности, параллельности и т.д., что приводит к нагреву деталей, росту нагрузки, видоизменению геометрической формы, деструкции деталей.

Возникающие у деталей в целом дефекты бывают следующие:

  • нарушение целостности (трещины, обломы, разрывы и др.),
  • несоответствие формы (изгиб, скручивание, вмятины и др.) и размеров деталей.

Нарушения целостности (механические повреждения) деталей возникают из-за:

  • превышения допустимых нагрузок, которые воздействуют на деталь в процессе эксплуатации,
  • усталости материала деталей, которые работают в условиях циклических знакопеременных или ударных нагрузок.

Несоответствие формы (деформации) может появиться у деталей, если на деталь действуют динамические нагрузки. Дефекты, возникающие у отдельных поверхностей:

  • несоответствие размеров,
  • несоответствие формы,
  • взаимного расположения,
  • физико-механических свойств,
  • нарушение целостности.

Изменение размеров и формы (нецилиндричность, неплоскостность и т.д.) поверхностей деталей происходит в результате их изнашивания.

Изменение взаимного расположения поверхностей (неперпендикулярность, несоосность и т.д.) происходит:

  • из-за неравномерного износа поверхностей,
  • внутренних напряжений,
  • остаточных деформаций.

Физико-механические свойства материала поверхностей деталей трансформируются по причине нагрева их в процессе работы или износа упрочненного поверхностного слоя и проявляется в снижении твердости.

Нарушение целостности поверхностей деталей происходит под воздействием коррозионными, эрозионными или кавитационными поражениями.

Коррозионные повреждения (сплошные окисные пленки, пятна, раковины и т.д.) появляются вследствие химического или электрохимического взаимодействия металла детали с коррозионной средой.

Эрозионные и кавитационные поражения поверхностей появляются при действии на металл потока жидкости, движущейся с значительной скоростью. Эрозионные повреждения металла детали появляются из-за постоянного контакта металла со струей жидкости, что приводит к формированию пленок окислов, которые при трении потока жидкости о металл разрушаются и удаляются с поверхности, а на поверхностях деталей образуются пятна, полосы, вымоины. Кавитационные повреждения (каверны) металла происходят тогда, когда нарушается сплошность потока жидкости и создаются кавитационные пузыри, которые, располагаясь у поверхности детали, уменьшаются в объеме с большой скоростью, что становится причиной возникновения такого явления, как гидравлический удар жидкости о поверхность металла.

Чаще всего в реальных условиях мы имеем сочетания дефектов. Большое значение имеют размеры дефектов при выборе способа и технологии восстановления.

Величина дефектов — количественная характеристика отклонения фактических размеров и (или) формы деталей и их поверхностей от номинальных значений. Выделяется три группы размеров дефектов:

  1. до 0,5 мм;
  2. 0,5-2 мм;
  3. свыше 2 мм.
Комментарии закрыты, но вы можете Трекбэк с вашего сайта.

Комментарии закрыты.