Рано или поздно наступает время, когда тормозные колодки требуют замены. Это несложная процедура, и часто бывает проще и экономичнее сделать её самостоятельно, чем обращаться в автосервис. Однако есть несколько важных нюансов, о которых мы сегодня поговорим.

Как понять, что пора менять тормозные колодки

Основной признак — это толщина фрикционной накладки. На некоторых автомобилях есть индикаторы, которые сигнализируют о предельном износе колодок: горящая лампочка на панели приборов или специфический звук при торможении.

На практике толщину колодок можно регулярно проверять во время сезонной смены шин. Если толщина приближается к критической (2 мм), то планируйте замену на ближайшее время.

Пошаговая замена тормозных колодок дискового тормоза

Процедура замены колодок описана в руководстве по эксплуатации и ремонту конкретного автомобиля. В тормозах с плавающим суппортом замену колодок выполняют так:
– Поддомкрачиваем машину и снимаем колесо.
– Жёсткой щёткой очищаем суппорт от грязи. Важно не повредить пыльники направляющих пальцев!
– Выкручиваем болты суппорта. На некоторых моделях автомобилей достаточно вывернуть только один болт. Снятый суппорт ни в коем случае не оставляем болтаться на тормозном шланге, лучше подвесить его на проволочном крючке, например, к пружине подвески.
– Достаём старые колодки.
– Очищаем посадочное место металлической щёткой, поршень тормозного цилиндра полностью утапливаем. Если в руководстве по ремонту указано, смазываем направляющие пазы тонким слоем смазки для тормозной системы, например, Textar Ceratec.


– Скобу суппорта надо очистить от грязи и ржавчины тщательно: проще и надёжнее снять её полностью.
– Устанавливаем новые колодки. Если они предусматривают использование противоскрипных пластин, не забываем их поставить. Важно убедиться, что колодки встали на своё место без перекосов и будут беспрепятственно перемещаться по мере износа. Если колодки «не лезут», надо выяснить, что мешает, и устранить причину.
– Возвращаем на место снятые детали в обратной последовательности.

Обязательно оцениваем состояние и исправность работы деталей тормозных механизмов: пыльников направляющих и самих направляющих, рабочих цилиндров, тормозных шлангов и дисков.

Тормозные шланги должны быть без повреждений, вздутий и трещин. Повреждённые детали следует незамедлительно поменять. Регламент обслуживания автомобиля часто предусматривает замену тормозных шлангов через каждые 60 тыс. км или раз в пять лет.

Поршень тормозного цилиндра должен без заеданий утапливаться в корпус, а пыльник быть целым. Проверьте, чтобы тормозная жидкость не подтекала. Если пыльник повреждён, почти наверняка в цилиндр попала вода, а на внутренних поверхностях появилась коррозия. Если под пыльником есть тормозная жидкость, значит, изношено уплотнение.

Направляющие пальцы суппорта скорее всего придётся заменить, если повреждены их защитные резиновые чехлы. Для смазки направляющих не годятся универсальные пластичные смазки, такие как «литол» и «графитка». Не подойдут даже смазки для тормозов на минеральной основе — они разрушают резину, поэтому следует использовать специализированные синтетические смазки, например, Textar Hydratec или аналоги.

Тормозные диски изнашиваются вместе с колодками, только медленнее. О том, почему опасно ездить с изношенными тормозными дисками, мы уже писали. Если коротко, то по мере износа тормозного диска его теплоёмкость уменьшается, из-за чего диск и колодки при торможении нагреваются быстрее и до более высокой температуры. Перегретые тормоза — неэффективные тормоза. Предельно допустимая толщина диска указана в руководстве по ремонту, а также её можно уточнить в онлайн-каталоге Textar. Толщину диска измеряют специальным штангенциркулем.

Старые колодки могут рассказать о многом.

Визуальный осмотр не даёт полной информации о работе и состоянии тормозов, но всё же может помочь.

Неравномерный износ поперёк плоскости колодок появляется из-за неровных поверхностей тормозных дисков. Также износ тормозного диска вызывает стачивание края колодки в виде ступеньки.

Неровный диск вызывает неравномерный износ колодок

Край колодки сточен выступом на крае диска

Если фрикционная накладка напоминает клин, скорее всего, колодку при торможении перекашивает из-за подклинивающих направляющих.

Перекошенная колодка принимает форму клина

Если на одном колесе колодки изношены неравномерно — та, что обращена к цилиндру, стёрлась заметно сильнее — это тоже признак того, что направляющие потеряли подвижность. Ещё одна причина износа — это подклинивающий поршень тормозного цилиндра. Из-за него тормозные колодки не могут полностью растормаживаться.

Отслоение фрикционной накладки может быть связано с плохим качеством колодок, но чаще это происходит из-за перегрева. Он возникает из-за плохой подвижности колодок или деталей суппорта. Обратите внимание на признаки перегрева: вспучивание краски или противошумного покрытия на колодках, изменение цвета накладки или тормозного диска.

После появления микротрещины между основанием и фрикционом начинает действовать коррозия. Она постепенно распространяется по поверхности колодки, что приводит к отслоению накладки.

Важно правильно приработать тормоза после замены колодок. Это напрямую влияет на их срок службы, эффективность торможения и вероятность появления скрипов.

Как правильно прикатывать колодки?

Первые 300 км поверхность колодок интенсивно прирабатывается к диску. Если тормозные диски не новые и их поверхность неровная, притирка происходит дольше — до 1000 км. В это время фрикционная поверхность ещё не полностью прилегает к диску, поэтому при интенсивном торможении может возникнуть локальный перегрев материала. Если вы любите активную езду, на время притирки колодок измените стиль вождения на аккуратный и размеренный. Не стоит впадать в крайность и чрезмерно беречь колодки, так как рабочая поверхность отполируется и они заскрипят. Для притирки лучше подходит езда по городу: невысокая скорость, частые и не слишком интенсивные торможения.

Перегретые колодки (справа в большей степени)

Ошибки при замене колодок:

– Нарушение техники безопасности может привести к серьёзным травмам, повреждениям машины и внеплановому ремонту.
– Если новые колодки были установлены с усилием, они будут плохо растормаживаться, перегреваться, быстро и неравномерно изнашиваться, возможно отслоение фрикциона. Ни в коем случае не подтачивайте металлическое основание колодки.
– Если не проверить состояние направляющих пальцев и их подвижность, это может привести к неравномерному износу колодок, шуму во время торможения и уводу автомобиля в сторону.
– Если пренебречь требованиями технологии при ремонте и позволить суппорту повиснуть на тормозном шланге, последний может получить скрытые повреждения и лопнуть при экстренном торможении.
– Неравномерный износ колодок указывает на проблемы с тормозным механизмом. Если вовремя не проверить состояние пыльника, цилиндра и поршня и не заменить повреждённые детали, вскоре потребуется ещё один ремонт. Если поршень утапливается в цилиндр с трудом или, наоборот, слишком легко, это может быть признаком неисправности. Цилиндр с потерявшим подвижность поршнем быстро съест новые колодки, а также приведёт к повышенному расходу бензина и уводу машины в сторону.
– Желательно менять колодки вместе с аксессуарами — противоскрипными пластинами, прижимающими и отводящими пружинами, так как со временем они теряют упругость.
– Новые колодки необходимо правильно приработать, чтобы они служили дольше.