Перед началом ремонта задних тормозных механизмов необходимо тщательно очистить их от грязи, пыли и продуктов износа, а затем продуть сжатым воздухом.

Демонтаж задних тормозов следует проводить в определённой последовательности:

– снять тормозные колодки (см. подраздел «Замена колодок тормозных механизмов задних колёс»);
– отсоединить трубопровод от цилиндра, снять цилиндр и разобрать его. Чтобы разобрать цилиндр, нужно снять резиновые защитные колпачки. Затем повернуть поршни на 90 градусов и извлечь их из цилиндра. Пружинные кольца можно не снимать, но при необходимости их удаляют с помощью специальных круглогубцев (см. рисунок ниже). Для этого круглогубцы вставляют в отверстия кольца (диаметр губок 4 мм, высота 5 мм), сжимают их и вынимают сначала одно кольцо, а потом второе из цилиндра. Затем выкручивают и извлекают клапан прокачки цилиндра.

После разборки все детали промывают тёплой водой, просушивают сжатым воздухом и осматривают на предмет повреждений.

На рабочей поверхности барабана внутри не должно быть глубоких рисок и задиров. Если есть глубокие риски или задиры, тормозной барабан нужно заменить на новый или расточить, но не более чем до 281,5+0,21 мм, чтобы не снизить его прочность.

Если риски очень глубокие или рабочая поверхность барабана изношена до диаметра 283 мм, барабан заменяют на новый в сборе со ступицей. Можно заменить только барабан, но тогда нужно обязательно обработать его рабочую поверхность в сборе со ступицей до размера (Ø 280+0,21 мм) и обеспечить допуск радиального биения.

Тормозные колодки с большим износом (до толщины 1 мм) заменяют на новые. Если колодки замаслились, их промывают бензином, просушивают и зачищают шкуркой.

Нельзя заменять только одну колодку одного механизма. Замену проводят сразу на обоих тормозных механизмах, чтобы избежать увода автомобиля в сторону при торможении.

Также проверяют отверстия крепления щита и тормозных цилиндров на отсутствие разбивки. Защитный щит должен быть прямым, без трещин. При наличии трещин щит заменяют.

Цилиндр и его детали хорошо промывают в тормозной жидкости. Рабочую поверхность цилиндра очищают салфеткой — она должна быть гладкой, без рисок и шероховатостей. Если на поршне цилиндра есть задиры, коррозия или односторонний износ, его заменяют на новый.

Если уплотнительные кольца потеряли эластичность или форму, их заменяют на новые.

Защитные чехлы цилиндров не должны иметь даже малейших повреждений, иначе нарушается герметичность, что приводит к попаданию влаги и образованию коррозии.

При замене накладок на тормозных колодках выполняют следующие действия:

– перед склеиванием накладки с колодкой тщательно зачищают и продувают сжатым воздухом внутреннюю сторону накладки;
– для склеивания используют клей ВС-10Т ГОСТ 22345-77, наносят его равномерным слоем и дают подсохнуть при комнатной температуре в течение 1 часа;
– в специальном приспособлении сжимают колодку с накладкой с усилием 500–800 кПа (5–8 кгс/см²). Не допускают выступания накладки за край колодки. После склеивания помещают приспособление с колодкой в печь с температурой 175–185 °C на 40 минут;
– охлаждают приспособление с колодкой до комнатной температуры в течение 3 часов;
– испытывают склеенную накладку на сдвиг с колодки в поперечном направлении. Приклеенная накладка должна выдерживать силу сдвига 23000–26000 Н (2300–2600 кгс).

После склеивания накладку шлифуют, чтобы её радиус был меньше радиуса барабана на 0,1–0,3 мм. Это облегчает установку и ускоряет приработку колодок.

Сборку задних тормозов проводят в обратном порядке. При этом учитывают следующее:

– детали цилиндров перед сборкой промывают и продувают сжатым воздухом, затем помещают в тормозную жидкость;
– прорезь упорного кольца регулировки должна быть строго в вертикальной плоскости. Упорное кольцо устанавливают на глубину в цилиндре согласно рисунку;


– при сборке следят, чтобы на уплотнительные кольца не попало масло, керосин, смазка и т. д. Кольца должны быть чистыми и не перекрученными.

При сборке и установке кронштейн кабеля АБС ориентируют до касания в бобышку цилиндра.

После сборки доливают тормозную жидкость в бачок и прокачивают тормоза согласно инструкции «Прокачка тормозной системы на автомобиле ГАЗель Некст».

Размеры сопрягаемых деталей тормозного управления.