Чтобы извлечь двигатель из автомобиля «Газель», нужно загнать машину на смотровую яму или эстакаду, где есть возможность установить переносное освещение. Рабочее место должно быть оснащено подъёмным устройством, способным выдержать вес не менее 350 кг — для подъёма двигателя.

Прежде чем приступать к снятию двигателя, необходимо выполнить ряд подготовительных шагов:

– снять защитный брызговик двигателя;
– слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения, при этом пробка расширительного бачка должна быть снята, а кран отопителя открыт (при выключенном зажигании);
– отключить электропитание автомобиля, отсоединив провода от аккумуляторной батареи;
– слить масло с двигателя;
– снять капот.

Сам процесс снятия двигателя включает несколько этапов и требует выполнения ряда действий в определённом порядке.

Работы, выполняемые в передней части автомобиля:

– Отсоединить разъём проводов управления двигателем от блока управления и закрепить его на двигателе.
– Отсоединить колодки датчика наличия воды в топливе и нагревателя топлива фильтра тонкой очистки топлива и закрепить на двигателе.
– Снять панель переднего бампера.
– Открепить кронштейн крепления радиатора системы охлаждения от верхней панели облицовки радиатора.
– Отсоединить и снять верхнюю панель облицовки радиатора, предварительно отсоединив воздухозаборник воздушного фильтра, привод замка капота и кронштейн крепления воздушного фильтра.
– Отделить шланги радиатора системы охлаждения от патрубков водяного насоса и термостата.
– Открепить рамку радиатора от облицовки левой и правой фар.
– Отсоединить шланги охладителя наддува от патрубков турбокомпрессора и впускной трубы.
– Отсоединить шланги расширительного бачка от патрубка термостата, насоса охлаждающей жидкости и штуцера радиатора системы охлаждения.
– Снять радиатор в сборе с рамкой и кожухом вентилятора.
– Отвести шланг вакуумного усилителя тормозов от вакуумного насоса двигателя и зафиксировать его в стороне.
– Отключить разъём проводов датчика массового расхода воздуха воздушного фильтра.
– Отсоединить шланг воздуховода воздушного фильтра от турбокомпрессора двигателя и воздушного фильтра и снять воздуховод.
– Снять воздушный фильтр.
– Отсоединить провода от генератора.
– Снять ремень привода агрегатов.
– Снять шкив насоса ГУР, открутив три болта крепления.
– Открепить насос гидроусилителя от кронштейна крепления на двигателе.
– Отсоединить левый и правый кронштейны крепления шлангов ГУР от передних кронштейнов подвески двигателя. Отодвинуть насос гидроусилителя в сторону от двигателя, не отсоединяя от трубопроводов, и зафиксировать.
– Открепить трубку подачи топлива от фильтра тонкой очистки топлива и трубку сливную от топливного насоса.
– Отсоединить шланги отопителя от тройника шлангов отопителя и термостата.
– Снять массовый провод, соединяющий двигатель и кабину, с усилителя лонжерона кабины.
– Отсоединить разъёмы жгута СУД от реле СУД, реле топливного насоса, реле стартера и блока предохранителей и закрепить их на двигателе.
– Зацепить двигатель за грузовые скобы грузозахватным приспособлением и натянуть цепь тали.
– Вывернуть болты крепления кронштейнов двигателя к подушкам.

Работы внутри кабины (кузова) автомобиля:

– Снять рычаг коробки переключения передач.

Работы под автомобилем:

– Отсоединить провода от стартера.
– Открепить нейтрализатор от патрубка турбокомпрессора и картера сцепления.
– Снять рабочий цилиндр сцепления в сборе с кронштейном от картера сцепления, отвести от картера сцепления и зафиксировать, не отсоединяя его от трубопровода.
– Демонтировать карданную передачу или промежуточный карданный вал.
– Освободить штыревые колодки проводов включателя света заднего хода и датчика скорости.
– Удалить поперечину задней опоры двигателя от коробки передач и кронштейнов лонжерона и снять с автомобиля.
– Извлечь двигатель в сборе с коробкой передач с автомобиля, заботясь о сохранности датчика положения распределительного вала.

Подкапотное пространство автомобиля показано на рис. 1.

Установка двигателя производится в порядке, обратном снятию.

ВНИМАНИЕ! Перед разъединением трубопроводов необходимо очистить места соединений от грязи, а после разъединения закрыть отверстия заглушками, чтобы предотвратить попадание загрязнений внутрь узлов и систем.