При использовании автомобиля важно регулярно проверять состояние деталей, которые влияют на работу тормозной системы. Это касается тормозных барабанов, колодок, пружин и защитных чехлов.

В процессе эксплуатации автомобиля износ тормозных накладок происходит естественным образом. В результате зазор между колодками и барабаном поддерживается автоматически, и в регулировке нет необходимости.

Износ тормозных накладок можно контролировать через специальное смотровое отверстие, которое находится в защитном щите. Перед этим нужно снять резиновые заглушки. Колодки следует менять, когда толщина накладок становится меньше 1 мм. Замену колодок необходимо проводить одновременно на обеих сторонах одной оси.

Замена задних колодок барабанных тормозов производится в следующем порядке:

– Поднимите автомобиль и снимите колёса.
– Очистите тормозные механизмы от грязи и продуктов износа, проверьте, свободно ли вращается тормозной барабан.
– Открутите три болта и снимите барабан со ступицы. Если барабан не снимается, вкрутите в резьбовые отверстия три болта с резьбой М10, поочерёдно закручивая их ключом. Барабан снимется. Не допускается менять барабаны местами (правый с левым). Отверстия крепления барабана к ступице расположены неравномерно по окружности, чтобы барабан устанавливался только в одном положении.
– Снимите стяжные пружины колодок и пружины боковой фиксации.
– Снимите старые колодки с деталями ручного тормоза.

ВНИМАНИЕ!

Когда барабан снят со ступицы, ни в коем случае нельзя нажимать на педаль тормоза. Это приведёт к тому, что поршни выйдут из цилиндров и тормозная жидкость вытечет из системы.

Если тормозная жидкость вытекает из системы, необходимо долить её и прокачать тормоза (см. «Прокачка тормозной системы на автомобиле ГАЗель Некст»).

Установка и сборка новых колодок:

– Утопите поршни внутрь цилиндра примерно на одинаковое расстояние. Для этого можно поставить алюминиевую или медную оправку к стержню поршня и сильно нажать на неё или утопить поршни лёгкими ударами молотка по оправке.
– В обратном порядке соберите новые колодки с деталями ручного тормоза, отрегулировав разжимное звено на минимальную длину.
– Установите новые колодки в сборе с пружинами так, чтобы верхние концы колодок вошли в прорези поршней.
– Поставьте обратно тормозные барабаны, предварительно смазав посадочный поясок графитовой смазкой или Литолом-24. Не допускайте выступания головок болтов за плоскость фланца барабана.
– При работающем двигателе нажмите на педаль тормоза с усилием в 150–200 Н (15–20 кгс), чтобы установить зазоры, затем отпустите педаль.
– Проведите регулировку ручного тормоза (см. «Регулировка ручного стояночного тормоза на автомобиле ГАЗель Некст»).