Толкатель клапана двигателя ЗМЗ-24
износ юбки до диаметра менее 24,8 мм.
Технические требования: деталь должна быть восстановлена способом, исключающим сильный нагрев (во избежание отпуска сферы пяты, изготовленной из легированного чугуна) и обеспечивающим высокую износостойкость поверхности. Основной материал детали – сталь 35.
Толкатель может быть восстановлен хромированием, осталиванием и плазменным напылением. Наиболее целесообразен последний метод, так как при этом покрытие можно нанести за 1 мин в то время, как хромированием – за 12-16 ч, а осталиванием – за 4-5 ч. Износостойкость поверхности толкателя, восстановленного плазменным напылением, не ниже, чем восстановленного гальваническим покрытием.
Перед плазменным напылением толкатель подвергают обработке на бесцентровом шлифовальном станке; при этом диаметр толкателя зажимают против размера по рабочему чертежу на 0,4 мм. После этого толкатель подвергают дробеструйной обработке дробью ДЧК-0,8 или белым электрокорундом зернистостью 1,0 мм.
Для нанесения плазменного покрытия толкатель устанавливают полой частью на приспособление, закрепленное в патроне вращателя. Сферическую часть закрывают другим приспособлением, соединенным с вращающимся центром задней бабки станка.
Покрытие наносят порошком интерметаллидной системы марки ПН85Ю15, обеспечивающим высокую твердость (HRC 40-65) покрытия, а также хорошее сцепление с основой. Размер зерен порошка должен быть 40-80 мкм.
В качестве плазмообразующего газа при нанесении покрытия применяют аргон (расход 20-22 л/мин). В качестве транспортирующего газа используется азот (расход 2-3 л/мин).
Режимы обработки: напряжение на дуге 35-40 В, сила тока 270-290 А, расстояние от сопла плазмотрона до поверхности детали 80 мм, частота вращения детали 40 об/мин, скорость перемещения плазмотрона относительно продольной оси детали 4 мм/об.
После включения врашателя детали зажигают плазменную струю и, быстро перемещая плазмотрон вручную вдоль детали, прогревают поверхность толкателя приблизительно до 50-80 °С. Затем включают подачу суппорта, на котором укреплен плазмотрон, и подачу порошка. Для нанесения покрытия требуемой толщины с учетом припуска на механическую обработку, равного 0,10-0,15 мм, плазмотрон должен пройти вдоль детали туда и обратно. После нанесения покрытия толкатель подвергают обработке на бесцентровом шлифовальном станке.
Головка блока цилиндров двигателя ЗМЗ-24
коробление поверхности прилегания к блоку, уменьшение размера по высоте в результате фрезерования поверхности при каждом капитальном ремонте двигателя.
Технические требования: должен быть восстановлен размер головки по высоте. Материал детали – алюминиевый сплав АЛ-4.
Головку цилиндров с указанным дефектом можно восстановить либо плазменной либо электродуговой металлизацией. Перед нанесением покрытия головку очищают от всех загрязнений (нагара, накипи), затем восстанавливаемую поверхность подвергают фрезерованию и дробеструйной обработке. Перед обработкой дробью на все отверстия и углубления в головке устанавливают заглушки из термостойкой резины, которые должны выступать над поверхностью на 2-3 мм. По внешним краям головки блока наносят насечки под углом 45° и шагом 6-8 мм. После дробеструйной обработки деталь обдувают сжатым воздухом и приступают к нанесению покрытия.
При восстановлении головки блока элекгродуговой металлизацией используют металлизатор ЭЛ-12 или ЭЛ-15. Покрытие наносят алюминиевой проволокой Св-АЛ диаметром 1,5-1,8 мм на следующем режиме: давление воздуха 0,6-0,7 МПа, напряжение на дуге 27-35 В, сила тока 130-160 А, дистанция от пистолета до детали 120-130 мм, скорость подачи проволоки 6-8 м/мин. Число проходов при металлизации определяется толщиной слоя. За один проход обычно наращивают слой толщиной 0,15-0,20 мм.
В процессе металлизации необходимо следить, чтобы деталь в целом не нагревалась выше 50°С. Обрабатывают нанесенный слой на вертикально-фрезерном станке.
Вилка подшипника выключения сцепления автомобиля ГАЗ-52
износ лап вилки.
Технические требования: должна быть обеспечена высокая твердость и износостойкость рабочей поверхности лап вилки.
Дефект можно устранить несколькими способами: ручной электродуговой сваркой с применением электрода ЭН-60М, газовой сваркой с использованием в качестве присадочного материала сплава «Сормайт», а также газопорошковой наплавкой (ранзовидность газопламенного напыления). Наиболее эффективным является процесс восстановления детали газопорошковой наплавкой, позволяющий иметь минимальный припуск на окончательную обработку детали.
При устранении дефекта газопорошковой наплавкой применяют самофлюсующийся порошок ПГ-10Н-01, обеспечивающий требуемую твердость покрытия. Порошок наносят горелкой ГН-2. После разогрева места износа до появления красноты открывают на горелке отсекатель порошка, наносят его на поверхность до заполнения выработки и образования выступа нужных размеров. Затем, перекрыв подачу порошка, пламенем горелки оплавляют покрытие.
Клапан двигателя
износ стержня.
Технические требования: должна быть обеспечена высокая твердость и износостойкость поверхности стержня.
Деталь с указанным дефектом наиболее целесообразно восстанавливать плазменным напылением. После того как стержень клапана прошлифован до размера на 0,3 мм меньше номинального, клапан помещают в камеру для дробеструйной обработки, затем в камеру для плазменного напыления. Собственно рабочие операции идут в автоматическом режиме.