Консистентные смазки представляют собой нетекучие, мазеобразные вещества, применяемые для смазки тех узлов автомобилей, к которым затруднена подача масла или на которых жидкая смазка не удерживается. Все смазки по области применения подразделяются на две основные группы: универсальные и специальные. Универсальные смазки применяют во многих механизмах, специальные — для ограниченного числа механизмов, работающих в особых условиях (например, бензостойкие, морозостойкие и др.). По характеру загустителя смазки бывают немыльными (загущенные воском, парафином и т.п.) или мыльными, т.е. загущенные кальциевыми, натриевыми и другими солями жирных кислот. Характер и качество загустителя играет решающую роль в свойствах смазок. Немыльные консистентные смазки применяют, главным образом, в качестве защитной смазки от коррозии при консервации деталей, так как они влагостойки, но низкоплавки и обладают слабыми прочностными свойствами. Типичным представителем немыльных смазок является технический вазелин, применяемый для смазывания клемм аккумуляторных батарей и для консервации автомобильных деталей. Для смазки узлов и деталей автомобилей применяют, главным образом, мыльные смазки. Среди них особое место занимают кальциевые смазки (солидолы), на долю которых приходится около 75% всего производства смазок. Кальциевые смазки, при изготовлении которых используются кальциевые мыла, влагостойки, а по температуре каплепадения относятся к среднеплавким. Применяют их в основном для смазки механизмов и деталей, работающих при относительно невысоких температурах, но к которым не исключен доступ влаги, например, сочленения рулевого управления, рессорная подвеска, поворотные цапфы и др. Смазки, изготовленные на натриевых мылах (консталины), относятся к числу термостойких, имеют сравнительно высокую температуру каплепадения (130-150°), но обладают низкой влагостойкостью. Поэтому применение их для смазывания подшипников ступиц колес и валиков водяных насосов автомобилей не рекомендуется. Широкое распространение получили смазки, изготовляемые на смешанных загустителях, занимающие по основным показателям промежуточное положение по сравнению со смазками, изготовленными на том или ином загустителе в отдельности. Так, кальциево-натриевые смазки относятся к числу тугоплавких, как натриевые, но влагостойкость их выше, чем натриевых, хотя и меньше, чем кальциевых. В настоящее время для смазывания узлов и механизмов автомобилей применяют только синтетические консистентные смазки.

Однако солидолы не могут и не должны применяться для закладки в подшипники ступиц колес и другие узлы автомобилей, работающие в условиях повышенных температур. С этой целью для всех моделей автомобилей и для всех сезонов года рекомендуется применять автомобильную смазку ЯНЗ-2 или синтетическую смазку 1-13с.

Не запрещается применять и специальные смазки (технический вазелин) для смазывания клемм аккумуляторных батарей, консервации металлических деталей, специальную смазку для стеклоподъемников и механизмов открывания дверей, стеклоочистителей и др. Однако эти специальные смазки без всякого ущерба могут быть заменены солидолами.

Синтетические солидолы относят к классу универсальных, среднеплавких и водостойких смазок и выпускаются двух марок: пресс-солидол «С» и солидол «С» (смазка УСс — автомобильная).

Автомобильную смазку ЯНЗ-2 относят к классу синтетических кальциево-натриевых смазок типа 1-13с. Автомобильная смазка ЯНЗ-2 представляет собой однородную мазь без комков от светло-желтого до темно-коричневого цвета.

Синтетическая смазка 1-13с представляет собой минеральное масло (смесь машинного СУ и веретенного АУ), загущенное натриево-кальциевыми мылами синтетических жирных кислот. По внешнему виду — однородная смазка без комков темно-коричневого цвета.

Смазки ЯНЗ-2 и 1-13с взаимозаменяемы и применяются для смазывания подшипников ступиц колес, водяного насоса, ведущего вала коробки передач и других узлов автомобилей.

Нормы расхода смазочных материалов. Нормы расхода моторных и трансмиссионных масел и консистентных смазок на каждые 100 л расхода автомобилем жидкого топлива устанавливаются в следующем размере:

Моторное масло
для автомобилей с карбюраторными двигателями 3,5 л
для автомобилей с дизельными карбюраторными двигателями 5,0 л
Трансмиссионное масло
для автомобилей с одной ведущей осью 0,8 л
для автомобилей с несколькими ведущими осями 1,5 л
Консистентные смазки 0,6 кг

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте автомобиля и его агрегатов устанавливается в количестве, равном одной емкости масляной системы и емкости точек смазки автомобиля.

Руководителям хозяйств предоставляется право устанавливать нормы расхода смазочных материалов на отдельные автомобили в зависимости от их конструктивных особенностей, степени износа и условий работы в пределах общего расхода смазочных материалов в целом по хозяйству.