Для смазывания коробок передач, рулевых механизмов, главных передач ведущих мостов автомобилей применяют трансмиссионные масла.
В настоящее время в главных передачах автомобилей широко применяют гипоидные передачи. Для этих автомобилей необходимы трансмиссионные масла с высокими антиизносными и противозадирными свойствами, обеспечивающие работоспособность гипоидных передач и не вызывающие повышенного износа передач с обычными цилиндрическими и коническими шестернями.
Для механизмов трансмиссии автомобилей (коробки передач, главной передачи, игольчатых подшипников карданов, механизма рулевого управления и др.) применяют трансмиссионные масла следующих марок:
- летнее и зимнее автотракторное (нигрол);
- автомобильное (смолка);
- специальное масло для коробки передач и рулевого механизма;
- специальное масло для гипоидных передач легковых автомобилей;
- автомобильное ТАп-10 и ТАп-15 с присадкой.
Помимо стандартных масел применяется также масло трансмиссионное автомобильное З-ТС-14,5 без присадки, выпускаемое по МРТУ №38-1-150-64, масло трансмиссионное по МРТУ 12Н № 61-63, масло автомобильное трансмиссионное T-14Б с присадками по МРТУ 12Н № 34-63, масло для гипоидных передач грузовых автомобилей по ТУ ТНЗ 128-63.
Трансмиссионное масло по МРТУ 12Н № 61-63 представляет собой смесь экстракта после селективной очистки остаточных масел (смолки) и веретенного дистиллята или веретенного масла. Веретенный дистиллят (или веретенное масло) добавляют к смолке до получения необходимой вязкости. Допускается добавление депрессатора. Применяется для смазывания шестерен заднего моста, коробок передач и рулевого управления грузовых автомобилей в летнее и зимнее время.
Масло для гипоидных передач легковых автомобилей изготовляют из осерненной смеси экстракта после селективной очистки остаточного масла и веретенного дистиллята с добавлением не более 0,5 % депрессатора АзНИИ. Масло содержит активную серу, придающую ему противоизносные свойства.
Масла трансмиссионные автомобильные с присадками ТАп-10 и ТАп-15 представляют собой смесь летнего трансмиссионного автотракторного масла с маловязким дистиллятом. Для улучшения эксплуатационных свойств в масла ТАп добавляется в количестве 5% присадка 33-5 или ЛЗ-6/9. Масла ТАп-10 и ТАп-15 различаются между собой только уровнем вязкости и вязкостно-температурными свойствами, а также температурой застывания. В масло ТАп-10 маловязкий дистиллят добавляют в большем количестве, а в масло ТАп-15 в несколько меньшем. Масло ТАп-10 предназначается для смазывания коробок передач и ведущих мостов автомобилей (с негипоидными передачами) в очень холодных районах страны, а ТАп-15 – для тех же узлов, но в районах с умеренным климатом.
По МРТУ № 38-1-150-64 выпускается зимнее автомобильное трансмиссионное масло ТС-14,5, представляющее собой смесь остаточного и дистиллятного компонентов из сернистых нефтей селективной очистки.