При трении с поверхностей деталей удаляются частицы металла. Это явление можно объяснить следующим образом. На поверхности деталей всегда имеются неровности. В связи с этим трущиеся детали соприкасаются не всей видимой рабочей поверхностью. Фактическая поверхность соприкосновения составляет всего 0,01-0,001 видимой поверхности.
При относительном перемещении трущихся поверхностей отдельные выступы неровностей подвергаются только упругим, исчезающим после снятия нагрузки деформациям.
Другие же выступы подвергаются дополнительно остаточным пластическим деформациям (изгибу, смятию и сгибу).
Кроме того, в силу крайне малой поверхности соприкосновения фактические удельные нагрузки на отдельные выступы иногда значительно превышают расчетные. Например, при расчетной удельной нагрузке на подшипник, равной 30 кг/см2, фактическое удельное давление в отдельных точках поверхности может доходить до 30000 кг/см2. При быстром возникновении больших удельных нагрузок отдельные участки поверхности нагреваются до температуры 450-1000, что приводит к их сплавлению и последующему разрыву сплавившихся участков.
Это можно заметить по образованию на поверхности наплывов и задиров.
Особенно часто эти явления возникают при неправильной приработке новых или отремонтированных деталей машин, а также в процессе нормальной приработки, но при нарушении требований технологии ремонта деталей и сборки узлов.
Небольшие неровности и поры на трущихся поверхностях деталей необходимы, так как они служат микрохолодильниками, охлаждающими нагревшиеся выступы и смазку.
Как же определить, какие неровности можно допустить на поверхности при обработке деталей в процессе ремонта? Неровности, получающиеся на поверхности деталей после ремонта, должны иметь такую же величину, как и неровности, получающиеся после нормальной приработки деталей. При невыполнении этого требования в процессе приработки будут быстро разрушаться трущиеся поверхности и изменятся размеры деталей. Это будет продолжаться до тех пор, пока неровности не уменьшатся до размеров, определяемых условиями работы данного сопряжения, материала поверхностей и т. п.
При тщательной обработке, когда неровности поверхностей получаются меньше неровностей, остающихся после нормальной приработки, детали в период приработки будут изнашиваться значительно меньше.
Но такой способ обработки не экономичен, так как получение весьма гладкой поверхности требует применения дорогих и трудоемких процессов. Поэтому при ремонте следует выбирать технологические процессы окончательной обработки такие, которые дают размеры неровностей, соответствующие неровностям при правильно проведенной приработке деталей.