Свечи зажигания. Часть 2 - Обслуживание и ремонт автомобиля

Свечи зажигания. Часть 2

Поменяв свечи местами, можно узнать нечто большее. Если свеча продолжает зарастать нагаром и в другом цилиндре — значит, она неисправна. А если нормальная свеча из соседнего цилиндра в данном цилиндре покрылась нагаром, как и предыдущая, значит неисправность надо искать в кривошипно-шатунном механизме цилиндра.

При покупке иностранных свечей необходимо иметь в виду, что, например, свечи Bosch производства Германии или Индии могут существенно отличаться (и не только в цене).

Свечи зажигания существенно различаются своей теплонапряженностью, т.е. способностью работать при разной степени нагрева. Например, свечи с большой теплоотдачей называются холодными, а с меньшей теплоотдачей — горячими.

Тепловой режим в камере сгорания двигателя зависит в первую очередь от степени сжатия. Для двигателей с малой степенью сжатия применяются свечи более горячие, иначе они не будут самоочищаться. Двигатели с высокой степенью сжатия имеют более напряженный тепловой режим. Существует опасность в перегреве свечей, поэтому применяются свечи более холодные.

Теплоотдача свечи определяется целым рядом параметров: длиной резьбы и теплового конуса, зазором между тепловым конусом и корпусом, длиной верхней части изолятора и ребра (канавки) на нем, теплопроводностью материалов (изолятора, электродов, корпуса и т.д.).

Теплоотдача свечи характеризуется калильным числом (входит в обозначение свечи). Калильное число условно означает время в секундах, по истечении которого на свече, установленной на специальном двигателе (работающем в определенном режиме), возникает калильное зажигание, т.е. воспламенение рабочей смеси не от искры, а от раскаленных изолятора, электродов, корпуса.

Выпускаются свечи с калильными числами: 8, 10, 11, 13, 14, 17, 20, 23, 26. Например, на автомобиле ГАЗ-21 «Волга» применялись свечи А8НГ с калильным числом 8. Наиболее холодные свечи типа А23 и А26ДВ были необходимы для двигателей МеМЗ-968.

Ранее и у нас считалось, что даже для одного и того же двигателя в зависимости от времени года, режима работы, качества бензина и масла, степени износа должны применяться свечи зажигания с разной тепловой характеристикой (диапазон нормальной работы свечи составлял всего 100 °С, т.е. 500-600°). Современные свечи сохраняют работоспособность, если даже при пожаре оплавится и сгорит головка блока цилиндров.

Известно, что применение свечей Bosch типа W7DC и тем более W7DTC вместо «вазовских» А17ДВ снимало многие проблемы в эксплуатации автомобилей.

Для контактной (классической) системы зажигания зазор между электродами свечи обычно рекомендуется 0,5-0,6 мм для ВАЗ и 0,8-0,9 для «Москвичей», а для систем с высокой энергией — 0,7-0,8 мм.

При уменьшенном зазоре получается слабая искра, не обеспечивающая воспламенение смеси. При увеличенном — между электродами свечи напряжение тока становится недостаточным для проскакивания искры.

Зимой, а также во влажную погоду для снижения пробивного напряжения лучше использовать минимальные зазоры (0,5 или 0,7 мм). Рекомендуется даже еще уменьшить зазоры на 0,1-0,2 мм. Объясняется это тем, что длительное прокручивание двигателя стартером при низкой температуре окружающего воздуха настолько может разрядить даже новый аккумулятор, что его напряжения не хватит для образования искры в нормальном зазоре между электродами свечей.

В дождливую погоду ток высокого напряжения может стечь в слабом месте системы зажигания. Такие условия эксплуатации автомобиля, как частые пуски двигателя, длительная работа на холостом ходу всегда отрицательно влияют на свечу. Особенно она «зарастает» нагаром зимой при поездках в городе.

Состояние штатной исправной свечи говорит об условиях сгорания рабочей смеси. Оптимальные условия могут быть нарушены:

  • неправильной регулировкой зазора в контактах прерывателя, неточным моментом зажигания, неисправностью автоматов опережения;
  • выходом из строя конденсатора, катушки зажигания, проводов, крышки и ротора прерывателя-распределителя;
  • нарушением зазоров между электродами свечей;
  • неисправностями системы питания, переобеднением или переобогащением смеси;
  • неисправностями в связи с износом двигателя и длительностью эксплуатации систем зажигания и питания (засорение, загрязнение, обгорание контактов и т.д.).

Сухая черная копоть на свече говорит о слишком богатой смеси, о неисправных контактах прерывателя, о пробое изоляции высоковольтных проводов, о длительной работе двигателя с небольшой нагрузкой, при которой свечи прогревались недостаточно.

Черный маслянистый нагар указывает на забрасывание свечей маслом, проникающим через маслосъемные колпачки впускных клапанов в камеру сгорания или через изношенные поршневые кольца.

Белесый или светло-серый цвет теплового конуса изолятора и значительное обгорание электродов свидетельствует о перегреве свечей вследствие неправильной установки момента зажигания, низком октановом числе топлива, бедном составе рабочей смеси, продолжительной работе двигателя с большой частотой вращения коленчатого вала.

Существенно уменьшить отказы помогает соблюдение известных простых правил:

  • тщательное квалифицированное обслуживание через каждые 10-15 тыс. км;
  • при возникновении неисправности «разбираться до конца», при этом направление «разбирательства» должно быть от простого к сложному, внимательным и специальным, чтобы «не навредить»;
  • не торопитесь, тщательно анализируйте любые советы, все подвергайте сомнению, не давайте другим лицам разбирать все подряд, если вы не уверены в их компетентности;
  • чаще двигатель не пускается или останавливается на ходу летом (особенно при повышенной влажности) из-за неисправности системы зажигания;
  • зимой, напротив, остановка двигателя обычно связана с неисправностью системы питания.

В первом случае (летом) часто бывает достаточным «просушить» свечи, крышку прерывателя-распределителя (изнутри) и гнездо высоковольтного провода катушки зажигания. Высыхание происходит самопроизвольно, достаточно подождать 10-15 мин.

Во втором случае (зимой) необходимо удалить ледяную пробку, мешающую прохождению бензина. Простейший способ удаления воды из бензина – заправка через воронку с сеткой из канистр, которые стояли на морозе.

Комментарии закрыты, но вы можете Трекбэк с вашего сайта.

Комментарии закрыты.