Что такое диаграмма опережения зажигания в координатах? Это — зависимость угла опережения момента зажигания от частоты вращения. У нас принято угол опережения и частоту вращения привязывать к распределителю. У иномарок, напротив, все привязано к коленчатому валу, а под диаграммами всегда присутствует надпись следующего содержания: «при проверке снятого с двигателя датчика-распределителя на стенде указанные на графике величины разделите на два». При проверке угла опережения на автомобиле необходимо прибавлять величину начального момента зажигания.
Несколько слов о взаимозаменяемости катушек зажигания. Обычные катушки классической системы зажигания (KC3-KSZ) имеют большее сопротивление первичной обмотки. Поэтому, если перепутать катушки зажигания, то контакты прерывателя могут быстро обгореть, что скажется отказами системы и затрудненным пуском холодного двигателя (или система зажигания полностью выйдет из строя). В инструкциях на иномарки часто можно встретить предупреждение: «Запрещается применять катушки зажигания, предназначенные для транзисторных систем зажигания (TSZ) в контактных системах зажигания (KSZ)».
Применение в транзисторной системе зажигания катушки от обычной чаще всего делает запуск двигателя невозможным.
Часто не всегда удается установить оптимальный момент зажигания, используя контрольную лампу. Более точно зажигание устанавливается при помощи стробоскопа, тахометра и вакуумметра.
Встречаются (чаще с ВАЗ-2108) случаи, когда при установке зажигания по всем нормам момент зажигания оказывается совершенно неприемлемым (потеря мощности, детонация). Впечатление такое, что риска (метка) на маховике нанесена неверно.
Необходимо учитывать, что при установке момента зажигания вращением распределителя на работающем двигателе или произвольное вращение распределителя перед запуском двигателя может привести к следующему. Например, на одной иномарке запутались с зажиганием и воспламенение топливно-воздушной смеси в одном из цилиндров произошло при открытом выпускном клапане. В результате тарелка клапана разлетелась на кусочки, которые оказались в выпускном коллекторе.
Объяснить случившееся можно, рассмотрев особенности взрыва. Известны случаи, когда здания мукомольных заводов (красный кирпич, старая кладка, которую разрушить-то целая проблема) разлетались от взрыва мучной пыли и окна не помогали. Кстати, здания производств, где есть вероятность взрыва химических веществ, делают со сплошным остеклением совсем не ради освещенности.
В нашем случае разрушилась тарелка клапана, так как она не опиралась на седло, а щель (окно) роль предохранительного клапана, в связи с быстротечностью процесса (взрыва), не сыграла.
Известно, что надежность системы зажигания снижается при замасливании, износе (обгорании) контактов прерывателя. Замасливание контактов обычно связано с обильным смазыванием войлочного фильца, предназначенного для смазывания кулачка. Поэтому иногда рекомендуют в процессе эксплуатации фильц вообще не смазывать.
Более рациональна рекомендация смазывать фильц при каждом техническом обслуживании (через 10-15 тыс. км) одной, максимум двумя каплями моторного масла.
Существует и другое решение проблемы. Например, кулачок и фетровую подушечку советуют смазывать специальной смазкой (не маслом) фирмы Bosch. При этом, если вы купили соответствующий новый прерыватель, то с кулачка необходимо предварительно удалить защитную пленку.
Можно чистить контакты пластинкой (маленький надфиль), имеющийся в комплекте инструмента. Пластинка, как и щупы для контроля зазоров между электродами свечей, приклепана к маленькому ключику. Какие преимущества у пластинки по сравнению с надфилем? Пластинка более тонкая и позволяет зачищать сразу два контакта, при этом сохраняется параллельность контактов в замкнутом состоянии. Надфиль более толстый, контакты расходятся и становятся непараллельными. Зачищать же контакты по отдельности удобно только в том случае, когда они сняты, что редко кто делает.
Лучшим представляется способ зачистки полоской мелкозернистой шкурки. Согнув полоску шкурки абразивом наружу, вставляют ее между контактами, предварительно отведя в сторону подвижный контакт. Зачистка производится перемещением полоски шкурки между контактами.
Опасения, связанные с применением шкурок (абразивный инструмент на гибкой основе) обычно вызваны тем, что зерна абразива могут внедриться в материал контактов. Но контактам, применяемым в прерывателях автомобилей, это не грозит, скорее это относится к контактам из мягких металлов (серебро, золото).
Во всех случаях после зачистки контактов необходимо протереть их белой тонкой полотняной тряпочкой, смоченной бензином или любым растворителем, и затем протереть насухо. В конце операции тряпочка должна оставаться чистой.
При использовании пластинки или надфилей необходимо обратить внимание на их замасливание. В случае загрязнения их очищают также с использованием бензина, растворителей.
При чистке контактов особенно усердствовать нельзя. Скорее их не стачивают или шлифуют, а полируют. Снимают полностью только выступ на молоточке (подвижный контакт), а углубление на наковальне (неподвижный контакт) полностью не выводят.
Удалять выступ необходимо, так как при зачистке контактов малейшая деформация его рычага приведет к тому, что выступ не попадет в углубление и плотное соприкосновение контактов станет невозможным. Искрение неприжатых контактов очень часто можно наблюдать при установке зажигания при помощи контрольной лампы.
Снимают при чистке контактов минимум металла, так как контакты только называются вольфрамовыми, а в действительности слой вольфрама очень тонкий.
Во всех случаях затрудненного пуска или остановки двигателя, как правило, чистят контакты прерывателя, проверяют и регулируют зазоры в свечах. При этом попутно устраняется главная причина — чрезмерное обогащение топливно-воздушной смеси.