Подготовка деталей к хромированию - Обслуживание и ремонт автомобиля

Подготовка деталей к хромированию

Большинство деталей или участков деталей, подлежащих ремонту хромированием, имеют форму, полученную обработкой на токарных или шлифовальных станках, т.е. являются терцами вращения. При подготовке таких деталей к хромированию они подвергаются повторному шлифованию, полированию, обезжириванию, мойке и декапированию.

Для удаления продуктов коррозии из трудно доступных углублений сложные детали подвергают химическому или электрохимическому травлению. Химическое травление выполняют в 5-10% -ном растворе серной или соляной кислоты, нагретом до температуры 60-70°. При электрохимическом травлении к детали и свинцовой пластине, помещенным в ванне, наполненной раствором серной или соляной кислоты, подводится электрический ток. Деталь включают в качестве катода. Бурно выделяющийся с поверхности детали водород способствует ее очистке. Процесс ведут при напряжении 6В и плотности тока 5-10 а/дм2.

Продолжительность травления зависит от состояния поверхности детали и обычно длится 3-5 минут.

Крацевание применяют для удаления шлама, являющегося результатом воздействия кислоты на продукты эрозии и грязь, имеющиеся на деталях, а также для придания поверхности блестящего вида. Крацевание представляет собой обработку детали стальными щетками.

Во время крацевания обрабатываемую поверхность обильно смачивают 2-3% -ным раствором щелочи (NaOH, KOH) или соды (Na2CO3). Чем больше скорость вращения щетки и чем меньше давление детали на щетку, тем более блестящую поверхность можно получить при крацевании.

Детали цилиндрической формы шлифуют на шлифовальных станках или на токарных станках, имеющих суппортно-шлифовальное приспособление.

Детали сложной формы шлифуют фетровым или войлочным кругом, покрытым слоем клея с абразивным порошком. Для нанесения клея с абразивным порошком делают уток. В него заливают столярный клей, смешанный с абразивными частицами, после чего вдоль лотка прокатывают круг. После высыхания клея частицы достаточно прочно держатся на поверхности круга.

Полирование для деталей, подвергающихся хромированию с целью восстановления размеров или увеличения износостойкости, не обязательно.

Детали, подготавливаемые к декоративному покрытию хромом (или с целью защиты от коррозии), необходимо полировать. Детали полируют фетровыми, войлочными или матерчатыми кругами, покрытыми полировочными пастами, основными компонентами которых являются венская известь, окись хрома и крокус.

Обезжиривание бывает химическое и электрохимическое. При химическом обезжиривании деталь обрабатывают бензином, ацетоном, венской известью или кипятят в 10%-ном растворе щелочи (NaOH) или соды (Na2CO3).

Электрохимическое обезжиривание выполняют в ваннах с электролитом, состоящим из 10%-ного раствора щелочей. Деталь, помещенную в ванне, включают в качестве анода или катода, а свинцовые пластины — соответственно в качестве катода или анода.

На катоде выделяется газа (водорода) в два раза больше, чем на аноде, поэтому процесс обезжиривания при включении детали в качестве катода происходит быстрее.

Большинство деталей обезжириваются на катоде. Исключение составляют тонкие детали, для которых опасно насыщение водородом. При помещении детали в щелочной, нагретый до температуры 70-80° электролит жиры, имеющиеся на детали, омыляются, а масла переходят в эмульсию. Отрыву масла от детали способствуют выделяющиеся пузырьки газа. Кроме того, выделяющиеся пузырьки газа создают вертикальный поток электролита, который энергично омывает поверхность.

Для облегчения перехода масел в эмульсии в электролит добавляют эмульгаторы (мыло, жидкое стекло). В этих случаях очень опасно подвешивать и снимать детали, через которые проходит ток, так как возможны сильные взрывы гремучего газа.

Ванны для электрохимического обезжиривания изготовляют из облицованного свинцом или необлицованного железа. Ванны оборудуют устройствами для подогрева и бортовой вытяжки. Аноды делают из свинца или гартблея (сплав из 94% свинца и 6% сурьмы). Режим электрохимического обезжиривания: плотность тока 3-10 а/дм2; напряжение 3-12В; расстояние от анода до детали 5-15 см; продолжительность 3-5 минут.

После обезжиривания деталь промывают в горячей воде для удаления щелочи.

Деталь обезжиривают после механической обработки. Перед обезжириванием детали устанавливают в приспособления (рамки). Это необходимо для того, чтобы ток надежно поступал к деталям, аноды были правильно расположены по отношению к поверхностям деталей. Анод должен по возможности точно находиться на одинаковых расстояниях от поверхности деталей. Желательно, чтобы поверхность анода была в 2-3 раза больше поверхности катода (участка деталей). Необходимость сборки перед обезжириванием объясняется тем, что после обезжиривания нельзя прикасаться к подготавливаемой к хромированию поверхности.

Если на детали имеются участки, на которых не должен в дальнейшем откладываться хром, их необходимо изолировать. Для этого участки, не подвергающиеся хромированию, закрывают целлулоидом или покрывают целлулоидным клеем (цапонлаком). Детали нужно изолировать также до обезжиривания. Декапирование применяется для удаления оксидных пленок, которые могут образоваться в процессе подготовки деталей к хромированию, и представляет собой легкое протравливание поверхности деталей в 2-3% -ном растворе серной кислоты. Процесс ведется в отдельной ванне или в ванне, предназначенной для хромирования. При декапировании деталь включают в качестве анода и выдерживают в течение 15-20 секунд.

Все указанные операции выполняют при подготовке деталей к другим электролитическим покрытиям: осталиванию, никелированию, меднению, цинкованию и свинцеванию.

Комментарии закрыты, но вы можете Трекбэк с вашего сайта.

Комментарии закрыты.