Моющие средства - Обслуживание и ремонт автомобиля

Моющие средства

Самое большое распространение во всех процессах мойки и очистки, в том числе и на ремонтных предприятиях, получили синтетические моющие средства (CMC), основу которых составляют ПАВ и ряд щелочных солей. Иногда может встретиться и такая аббревиатура — СПАВ — синтетические поверхностно-активные вещества, что в общем практически то же самое, что и CMC на основе ПАВ, только охватывающие более широкий спектр моющих средств. Синтетические моющие средства дают возможность производить очистку деталей одновременно из черных, цветных и легких металлов и сплавов. Они великолепно растворяются в воде, не токсичны, не вызывают ожогов кожи, пожаробезопасны и биологически разлагаемы при сливе в канализацию. Очищенные узлы и детали после мойки не корродируют и не требуют специального ополаскивания.

AM-15 состоит из смеси компонентов (% по массе): ксилол нефтяной — 70-76, масло касторовое сульфинированное — 22-28, синтанол ДС-10 или ПАВ ОС-20 — 2. Используют для очистки двигателей и их деталей от асфальтено-смолистых отложений и для восстановления пропускной способности фильтров грубой очистки при 20-40° в течение 40 мин. Детали выдерживают в препарате, после чего промывают водными растворами Лабомида или МС.

Анкрас — порошок от белого до светло-желтого цвета. Состоит из ПАВ, органического растворителя, сорастворителя, щелочных компонентов и наполнителя. Используют для тех же целей, что и аэрол.

Аэрол — кремнеобразная масса от белого до светло-желтого цвета (рН = 7,0-8,5). Состав по массе: 12-13% карбоната натрия, 25-30% пасты ДМС, 18-20% синтетических жирных кислот, остальное — вода. Используют для мойки и очистки деталей. С помощью аэрола очищаются маслянистые и грунтовые загрязнения. Очистка деталей, узлов и агрегатов осуществляется в ваннах и моечных машинах. Концентрация средства в рабочем растворе составляет 80 г/л. После очистки поверхность деталей промывают водой.

ДВП-1 «Цистерин» состоит из смеси компонентов (% по массе): уайт-спирит — (78 ± 0,5), масло талловое — (11 ± 0,5), ПАВ ОП-7 — 5, гидроксид натрия — 1,2, вода — 4,8. Рабочая концентрация средства составляет 50% смеси в дизельном топливе. Используют для очистки подразобранных двигателей, узлов от асфальтено-смолистых отложений при температуре смеси 20-40°.

Лабомид имеет несколько модификаций: 101, 102, 203 и 204.

Модификации Лабомида в нормальных условиях являются порошками от белого до светло-желтого цвета (рН = 10-12). Применяют для очистки агрегатов от эксплуатационных загрязнений, некоторых деталей из черных и цветных сплавов от масляных и асфальтено-смолистых отложений.

Модификации 101 и 102 применяют в машинах струйного типа в виде водных растворов концентрацией 20-30 г/л при 70—80°. Лабомиды 203 и 204 применяют в машинах погружного типа с разными средствами возбуждения, температура раствора в выварочных ваннах 90-100°, в ваннах с возбуждением раствора или его циркуляцией, колебаниями платформы или перемешиванием деталей — при 80-90°, концентрация раствора при этом — 10-35°.

МЛ-51, МЛ-52 — порошки от белого до светло-желтого цвета, не оказывают коррозионного воздействия на черные и цветные металлы.

Состав МЛ-51(% по массе): карбонат натрия — 44, тринатрий-фосфат или триполифосфат натрия — 34,5, метасиликат натрия или водный раствор силиката натрия (жидкое стекло) — 20, смачиватель ДБ — 1,5. Применяется для очистки агрегатов и деталей от горюче-смазочных материалов и масляных отложений. Используют в виде подогретых до 60-85° водных растворов концентрацией 10-20 г/л в струйных, мониторных и комбинированных машинах.

Состав МЛ-52 (% по массе): карбонат натрия — 50, тринатрий-фосфат или триполифосфат натрия — 30, метасиликат натрия или водный раствор силиката натрия (жидкое стекло) — 10, смачиватель ДБ — 8,2, сульфонол — 1,8. Предназначен для очистки агрегатов и деталей от ТСМ и асфальтено-смолистых отложений. Используют в виде подогретых до 80-100° водных растворов концентрацией 20-25 г/л.

Водные растворы МЛ-51 и МЛ-52 создают на очищаемой поверхности маслостойкие эмульсии, самопроизвольно распадающиеся в моечных машинах. Обезвоженные масляные загрязнения самопроизвольно всплывают. Нижняя часть моющего раствора остается незагрязненной и пригодной для дальнейшего использования.

МС-6 — зернистый порошок от белого до светло-желтого цвета (pH = 11,5-12,2). Состав средств (% по массе): синтанол ДС-10 — 6, триполифосфат натрия — 25, метасиликат натрия — 6,5, карбонат натрия — 34-37, вода — до 100. Применяют для очистки шасси, а также сильно загрязненных поверхностей деталей (свыше 75 г/м2).

Рабочая концентрация раствора составляет:

  1. 10 г/л — при наружной очистке автомобилей;
  2. 15 г/л — для очистки агрегатов трансмиссии и ходовой части в сборе;
  3. 15-20 г/л — для агрегатов и ходовой части в разобранном виде.

МС-8 — зернистый порошок светло-желтого цвета (рН = 11,5-12,2). Состав средств (% по массе): синтамид — 5-8, триполифосфат натрия — 25, метасиликат натрия — 6,5, карбонат натрия — 32-36, вода — до 100. Используют для очистки сильно загрязненных двигателей, их сборочных единиц и деталей (свыше 75 г/м2). Применяют в виде подогретых до 75-80° водных растворов в концентрациях:

  1. 25-30 г/л — для очистки двигателя в сборе в выварочных ваннах,
  2. 10 г/л — для очистки двигателей В сборе в струйных моечных машинах,
  3. 20 г/л — для очистки внутренних поверхностей циркулярным способом, для очистки сборочных единиц и деталей.

МС-15 — порошок белого цвета (рН=11,2-12,1). Состав средств (% по массе): оксифос Б — 6-8, триполифосфат натрия — 22-24, метасиликат натрия — 5,5, карбонат натрия — 41-44, вода — до 100. Применяют для очистки двигателей, их сборочных единиц и деталей от смолообразных и масляных отложений методом погружения в ванну, струйных и циркуляционных способов мойки. Используется в виде водных растворов концентрацией 20 г/л при 80-90°.

Темп-100 — сыпучие порошки от белого до светло-желтого цвета. Состав (% по массе): синтанол ДС-10 или ДТ-7 — 1,5, оксифос или эстефат — 0,5, тринатрийфосфат — 20 (или динатрийфосфат — 25), триполифосфат натрия — 15, метасиликат натрия — 10, карбонат натрия — 26, сульфат натрия — до 100. Эффективен для струйной очистки агрегатов перед разборкой и дефектацией, так как позволяет осуществить удаление основной массы масляных загрязнений, смолистых отложений. Растворы этого средства формируют с загрязнением малостабильную эмульсию, которая расслаивается. Липкие загрязнения поднимаются на поверхность, а механические примеси осаждаются на дне бака, что позволяет многократно использовать моющий раствор. Рабочая концентрация раствора — 5-20 г/л, очистка проводится при температуре 70-85°. В раствор вводят ингибитор коррозии. По сравнению с CMC Лабомид-101 этот препарат дает более высокое качество очистки при сокращении времени очистки на 20-30%, что идентично снижению затрат энергии на выполнение технологического процесса. Разработаны модификации препарата Темп-100 — это Темп-101А, Темп-101Д. Темп-101А позволяет обеспечивать наряду с высоким качеством очистки изделий одновременную защиту от коррозии на период до 24 дней, т.е. в 2-3 раза выше, чем CMC. Темп-101Д позволяет располагать пониженными стабилизирующими свойствами по отношению к нефтепродуктам за счет введения в рецептуру полиэлектролита, который разрушает масляные эмульсии, что упрощает процесс очистки и регенерацию моющих растворов и масел. Во время циркуляции моющего раствора в струйных машинах концентрация масел снижается с 1-2,5 г/л для существующих CMC до 0,1-0,36 г/л при использовании Темп-101Д. После отстаивания в течение 12 часов содержание масел снижается до 15-20 мг/л против 1300-1500 мг/л для существующих CMC.

Растворяющие эмульгирующие средства (РЭС) находят все более и более широкое применение для очистки деталей. На первом этапе очистка совершается за счет растворения загрязнений. Далее детали помещают в воду или водный раствор, где осуществляется эмульгирование растворителя и оставшихся загрязнений и переход их в раствор, что дает возможность производить более эффективную очистку деталей по сравнению с использованием только растворителей. Растворяющие эмульгирующие средства применяют при очистке деталей от прочных по отношению к деталям загрязнений (например асфальтено-смолистых отложений). Они включают:

  • базовый растворитель, который обеспечивает основной эффект очистки (ксилол, керосин, уайт-спирит, хлорированные углеводороды и др.);
  • сорастворитель, который обеспечивает однородность и стабильность раствора;
  • ПАВ, обеспечивающие смачиваемость и эмульгируемость РЭС;
  • воду, необходимую для обеспечения необходимой концентрации раствора.

Различают две группы РЭС.

Средства, входящие в первую группу, получают смешиванием органических веществ с ПАВ и растворителем. Преимуществами РЭС первой группы являются дешевизна, простота приготовления и незначительная токсичность, а недостатками — пожароопасность, сравнительно низкая эффективность очистки, особенно от асфальтено-смолистых веществ.

Вторая группа РЭС более эффективна, поскольку для их изготовления используются хлорированные углеводороды (трихлорэтилен, перхлорэтилен, метиленхлорид, четыреххлористый углерод, метилхлороформ и др.). Преимущества РЭС второй группы — это высокая растворяющая способность, они неогнеопасны, хорошо смешиваются с органическими растворителями, недостатки — высокая токсичность, склонность к окислению, наличие конденсированной влаги, разложение при определенных условиях с выделением хлорида водорода, который сильно корродирует металлические детали (для предотвращения выделения хлорида водорода добавляется стабилизатор — триэтаноламин, дифениламин в количестве 0,01-0,02%, а в качестве ингибиторов коррозии применяют ланолин, МСДА-11 или Акор-2).

Термос-1 — жидкость, возникающая в результате смешивания компонентов (% по массе): уайт-спирит — 40, ОП-4 — 10, ОП-7 — 1, сульфонат — 0,2, вода — до 100. Рабочим раствором является смесь указанных составов (10-12 г/л) в дизельном топливе. Используется для предварительного разрыхления прочных продуктов преобразования ГСМ. Детали выдерживаются в препарате в течение 20-40 мин при 40-60°С, затем ополаскиваются водным раствором триполифосфата натрия (1-5 г/л) при 40-50°;

Эмульсин (Лабомид-301) — жидкость, получаемая в результате смешивания компонентов (% по массе): ПАВ ОС-20 — 7-10 и ОП-4 — 10-12, вода — 5-7, керосин — до 100. Детали отмачивают в препарате в течение 30-60 мин при 40- 60°, после чего ополаскивают водными растворами технических моющих средств типа МЛ и МС. Применяют для очистки деталей шасси и двигателей при подогреве до (50 ± 10)°.

МК-3 состоит из смеси компонентов (% по массе): уайт-спирит — 50,7, канифоль сосновая — 33,9, вода — 12,4, карбонат натрия — 3. Рабочий объем готовят путем смешивания смеси с дизельным топливом в соотношении 1:1. Применяют для очистки двигателей и их деталей от асфальтено-смолистых отложений и масла при подогреве смеси до 50° в течение 40 мин.

Карбозоль является смесью компонентов (% по массе): масло каменноугольное поглотительное — 7,45, бутиловый эфир с 30% этилацетата — 9,3, ПАВ ОП-7 — 14,7, отдушка земляная — 1,7, вода — до 100. Используют для очистки двигателей и их деталей от нагарообразных и маслянистых загрязнений при 40-50°.

Лабомид-311 содержит (% по массе): трихлорэтана — 60, трикрезола — 30, синтанола ДС-10 — 5, алкилсульфатов — 5. Для применения готовят смесь указанных компонентов в керосине или воде в концентрациях от 5 до 100% (по массе). Средство применяют для растворения и удаления асфальтено-смолистых загрязнений с поверхности деталей. Очистку делают при температуре 20°.

Лабомид-312 содержит (% по массе): трихлорэтана — 60, трикрезола — 30, синтанола ДС-10 — 5, алкилсульфатов — 5. Используют для предотвращения тех же загрязнений, что и Лабомид-311. Для очистки детали отмачивают в водном растворе препарата (1:0,25) или в растворе керосина (1:1) в течение 10-20 мин при 20-30°, после чего ополаскивают в щелочном растворе в течение 2-3 мин.

Лабомид-315 (Ритм) включает хлорированный растворитель, алифатические или ароматические углеводороды, ПАВ, соли карбоновых кислот и воду. Применяют в 100%-й концентрации для устранения углеродистых отложений, остатков отдельных лакокрасочных покрытий. Ритм дает возможность осуществлять очистку изделий от асфальтено-смолистых загрязнений при комнатной температуре в 2-3 раза быстрее, чем препарат AM-15, и в 4-6 раз быстрее, чем CMC. При увеличении выдержки до 2-3 часов Лабомид-315 (Ритм) очищает изделия от загрязнений, близких к нагарообразным. Технология очистки двухстадийная:

  1. обработка в препарате Ритм,
  2. ополаскивание раствором CMC.

Уменьшенные рабочие температуры оказывают содействие сокращению затрат тепловой энергии на операциях очистки от асфальтено-смолистых отложений в 5-6 раз.

Комментарии закрыты, но вы можете Трекбэк с вашего сайта.

Комментарии закрыты.