Мойка и очистка деталей автотранспортных средств - Обслуживание и ремонт автомобиля

Мойка и очистка деталей автотранспортных средств

Автомобилям, автопоездам, автобусам и другим видам автотранспортных средств, которые в своей совокупности принято называть подвижным составом автомобильного транспорта или просто подвижным составом, приходится работать в различных дорожных условиях, как в черте города, так и на загородных маршрутах, по дорогам с твердым покрытием и грунтовым, при различных погодных условиях — в сухую и сырую погоду, в летнее и зимнее время. В большинстве своем от вышеуказанных условий зависит степень загрязнения автомобилей. Наиболее сильно автомобили загрязняются снизу. Даже в сухую погоду детали, узлы, агрегаты и их сочленения, обращенные к поверхности дороги, покрываются слоем пыли и грязи.

В дождливую и влажную погоду на нижних поверхностях автомобиля появляются загрязнения, содержащие меньше песка и больше органических, глинистых и других примесей, которые усиливают силы сцепления загрязнений с наружными поверхностями деталей шасси. Загрязнения грузовых автомобилей зависят еще и от рода перевозимого груза. Все поверхности автомобиля покрываются мельчайшими частицами материалов в смеси с дорожной пылью, создающих прочно связанную пленку с значительными силами сцепления.

Загрязнения на объектах ремонта по химическому составу делятся на:

  • органические (масляные и жировые отложения, пленки лакокрасочных покрытий, консервационные смазки);
  • неорганические (накипь, дорожная грязь, продукты коррозии);
  • смешанные (нагары, лаки, консистентные смазки, производственные загрязнения).

Загрязнения агрегатов, сборочных единиц и деталей включают в себя:

  • наружные отложения,
  • остатки смазочных материалов,
  • углеродистые отложения,
  • продукты коррозии,
  • накипь,
  • остатки старых лакокрасочных покрытий.

Эти загрязнения имеют различную природу своего происхождения, а поэтому различны и способы их удаления с поверхностей. Они обладают высокой адгезией и прочно удерживаются на поверхности деталей.

Условно их можно разделить на пылегрязевые и масляно-грязевые. Пылегрязевые отложения формируются по причине содержания в атмосферном воздухе определенного количества пыли. Вблизи транспортных средств ее концентрация достигает 0,05-0,50 г/см2 при дисперсности 5-30 мкм. При возрастании концентрации пылевых частиц увеличивается их коагуляция и оседание на металлических поверхностях. Пленка влаги также способствует этому процессу. Масляно-грязевые отложения появляются при оседании дорожной грязи и пыли на поверхности деталей, загрязненных маслом. В среднем значение адгезии наружных отложений к поверхности деталей составляет 0,05-0,20 кгс/см2.

Загрязнения от остатков топливно-смазочных материалов (ТСМ) и продуктов их трансформации являются наиболее распространенными. При работе автомобилей смазочные материалы значительно изменяются, что обусловлено процессами «старения» — окисления и полимеризации. Чаще всего это:

  1. продукты неполного сгорания топлива,
  2. продукты окисления,
  3. продукты деструкции углеводородов,
  4. продукты полимеризации,
  5. продукты конденсации и коагуляции углеводородных и гетероорганических соединений,
  6. продукты коррозии и биоповреждения металлов в среде ТСМ.

Конечными продуктами процессов, являются сажа, нагар, асфальтено-смолистые вещества, лаки, карбены, карбоиды и др. Сажа и нагар накапливаются в основном в камерах сгорания, на форсунках, в выпускном тракте двигателя. Другие загрязнения образуются в топливных и масляных трубопроводах, на фильтрах и других местах.

Загрязнения по консистенции могут быть твердыми или жидкими. Асфальтено-смолистые вещества обладают переходной структурой — от смолообразного до твердого фазового состояния. Карбены и карбоиды представляют собой продукты глубокого преобразования ТСМ и являются твердыми веществами с высокой поверхностной активностью. Эти продукты прочно удерживаются на поверхности.

Лаки — продукты сильнейшего преобразования ТСМ — состоят в основном из карбенов и карбоидов, связанных трансформированными нейтральными смолами, гидроксикислотами, асфальтенами. Представляют собой тонкую прочную пленку, которая формируется в зоне поршневых колец, части шатуна, а также на юбке и внутренних стенках поршня. В основном лаки образуются в зонах воздействия высоких температур на углеводороды масел и топлива, а также в зонах, в которых отсутствует сгорание, но температуры находятся на пределе сгорания углеводородов. Определяющим в образовании лаков процессом является тонкослойное окисление ТСМ.

Осадки — сгустки, которые оседают и закрепляются на стенках картеров, щеках коленчатых валов, распределительных шестернях, масляных насосах и в маслопроводах. Осадки состоят преимущественно из продуктов сгорания и физико-химического трансформированного топлива и масла, механических примесей, продуктов износа деталей и воды. Они не растворяются в масле и обладают большой плотностью. На 40-80% осадки состоят из масел и смол: карбены, карбоиды и зола составляют 10-30%. Осадками загрязнено 50-70% поверхности деталей двигателей и проявляются в двух зонах: высокотемпературной (на деталях цилиндро-поршневой группы) и низкотемпературной (в картере двигателя).

Продукты коррозии — получаются в результате химической или электрохимической деструкции (разрушения) металлических деталей под действием внешних факторов. При этом на поверхности деталей формируется пленка красновато-бурового цвета гидроксидов металлов (на алюминиевых деталях пленка имеет серовато-белый цвет гидрата оксидов алюминия). Условиями и причинами, обуславливающими коррозию, являются влага, коррозионно-активные продукты ТСМ, внешние условия. В конечном виде продукты коррозии представляют собой комбинированные сложные составы, в состав которых входят также продукты трансформации ТСМ, механические примеси и продукты износа.

Нагар — это продукт неполного сгорания топлива; осаждается на стенках камеры сгорания, клапана, днище поршня. По структуре нагар мы можем разделить на виды: плотный, рыхлый и пластичный. Химический состав и внешний вид нагаров неоднороден и сильно зависит от качества и состава применяемых топлив и масел. Нагар может включать 80-85% карбенов и карбоидов, 4-7% асфальтенов, 6-14% смол и 1-5% золы. Нагару свойственна значительная механическая прочность и хорошая адгезия к поверхности детали.

Накипь — формируется в системе водяного охлаждения двигателя во время работы. Откладываясь на стенках рубашек охлаждения двигателя и радиатора, накипь преграждает пути движения охлаждающей жидкости, затрудняет теплообменные процессы и нарушает нормальную работу двигателя. Накипь образуется за счет содержания в воде в растворенном состоянии солей кальция и магния, которые при нагревании воды до 70-90° разлагаются и осаждаются на деталях системы охлаждения. Продуктами накипи являются в основном карбонаты кальция и магния, сульфаты и силикаты. Также в системе охлаждения образуются илистые отложения вследствие попадания в систему механических примесей.

Комментарии закрыты, но вы можете Трекбэк с вашего сайта.

Комментарии закрыты.