Систему смазки осматривают при работающем и неработающем двигателе. При работающем двигателе проверяют, нет ли течи масла и каково давление масла в системе смазки. Проверяют также, нет ли течи масла из фильтров грубой и тонкой очистки, в местах соединения трубопроводов, через неплотности в картере двигателя и агрегатах системы смазки. При неработающем двигателе проверяют уровень масла в картере двигателя, крепление агрегатов системы, а также нет ли течи масла.
Уровень масла в картере двигателя проверяют с помощью маслоизмерительного щупа. Нормальным уровень масла считается в том случае, если он находится вблизи верхней метки, обозначенной на щупе. Если масло превышает верхний уровень, то это может вызвать загорание колец и образование обильного нагара в камерах сгорания и на днищах поршней. Падение уровня масла ниже метки «0» опасно, так как это может привести к нарушению подачи масла в систему и, как следствие, подшипники коленчатого вала двигателя могут выплавиться.
Давление масла в системе смазки при средних оборотах коленчатого вала двигателя должно быть не ниже 1 кгс/см2. Давление масла в системе ниже указанного является следствием неисправности масляного насоса, падения уровня масла в картере, а также сильного разжижения масла горючим.