Обслуживание тормозных механизмов ножных и ручных тормозов заключается в периодической проверке крепления, очистке и смазке деталей тормозов, проверке действия и регулировке тормозных механизмов.
Регулировка тормозного механизма осуществляется изменением зазора между тормозными колодками и барабаном. Зазор между тормозным барабаном и тормозной колодкой измеряют щупом при вывешенном колесе. Для этого открывают смотровое окно тормозного барабана и поворачивают барабан так, чтобы смотровое окно было на расстоянии 30-35 мм от верхнего конца накладки тормозной колодки. Зазор должен быть равен 0,25 мм в верхней части и 0,12 мм в нижней. Регулировка тормозных механизмов колес бывает текущая и полная. При текущей регулировке изменяют только зазор, а при полной — и положение колодок относительно тормозного диска. Текущая регулировка зазора осуществляется при вывешенном колесе либо эксцентриками (у большинства автомобилей с гидравлическим приводом тормозов), либо поворотом вала разжимного кулака (у автомобилей с пневматическим приводом). У автомобиля ГАЗ-51А при регулировке вращают колесо вперед и поворачивают эксцентрик колодки в том же направлении, что и колесо до начала торможения. Затем отпускают эксцентрик до свободного вращения колеса. Так же регулируют другую колодку. У автомобиля ЗИЛ-164А поворачивают ось червяка по часовой стрелке, в результате чего отклоняется рычаг кулака вместе с валом до полного торможения колеса. Вращая червяк против часовой стрелки, добиваются начала свободного вращения колеса.
Полную регулировку тормозного механизма делают после полной разборки тормозного механизма или после ремонта. У автомобилей ГАЗ-51А, ГАЗ-53Ф, вращая опорные эксцентриковые втулки и эксцентрик, добиваются зазора между колодкой и барабаном 0,12 мм в нижней и 0,25 мм в верхней части. У автомобиля ЗИЛ-164А регулировку выполняют вращением опорных эксцентриковых пальцев и вала разжимного кулака до получения зазора 0,4-0,6 мм. При регулировке ручного тормоза рычаг тормоза ставят в крайнее переднее положение и между колодками и тормозным барабаном устанавливают щуп толщиной 0,5-0,6 мм. Отпустив контргайку, завинчивают регулировочную гайку тяги так, чтобы слегка зажать пластины щупа. Затем завинчивают контргайку.
Удаление воздуха из гидравлического привода осуществляется перекачиванием тормозной жидкости, в которой имеется воздух, из системы привода в стеклянный сосуд. Для этого вывинчивают пробку из перепускного клапана тормозного цилиндра и вместо нее завинчивают штуцер с резиновой трубкой. Другой конец резиновой трубки опускают в стеклянный сосуд с тормозной жидкостью. Отвинчивают на 1/2-1/4 оборота перепускной клапан и, резко нажимая на педаль тормоза и плавно отпуская ее, перекачивают тормозную жидкость до прекращения выхода пузырьков воздуха из шланга. По мере вытекания тормозной жидкости ее необходимо доливать в главный тормозной цилиндр. Удерживая педаль в нажатом состоянии, плотно завинчивают перепускной клапан и, вывинтив штуцер шланга, вместо него завинчивают пробку.
Для того чтобы воздух не остался в системе, нужно соблюдать определенную последовательность при прокачке, начиная с наиболее удаленных от главного тормозного цилиндра колес. По окончании прокачки главный тормозной цилиндр пополняют тормозной жидкостью до требуемого уровня.