При осмотре тормозов с гидравлическим приводом проверяют плотность соединений трубопроводов и устройств гидравлического привода, крепление деталей тормозной системы, действие педали тормоза. При исправной системе в начале перемещения должен быть свободный ход педали 8-14 мм, а полное торможение наступает при отпускании педали тормоза не более чем на половину ее хода.
При осмотре тормозов с пневматическим приводом проверяют крепление деталей, работу компрессора, плотность соединений в системе, работу тормозного крана, регулятора давления и предохранительного клапана.
Ремень привода компрессора должен быть правильно натянут. Нормально натянутый ремень должен прогибаться посредине, между шкивами вентилятора и компрессора, на 10-15 мм под усилием 3-4 кг. Слабое натяжение ремня является причиной его буксования, нагрева и преждевременного износа. Натяжение ремня регулируют перемещением компрессора.
Для проверки работы компрессора запускают двигатель и накачивают воздух в ресивер до тех пор, пока давление не повысится до 6-7 кгс/см2.
При работе компрессора следует наблюдать за скоростью нарастания давления. При хорошем состоянии поршневой группы компрессора и нормальном натяжении ремня привода компрессора давление воздуха при средних оборотах коленчатого вала двигателя возрастает от нуля до 6-7,5 кгс/см2, в течение 5-6 минут. Если нарастание давления идет более медленно, то это свидетельствует об износе поршневой группы компрессора или клапанов. В процессе накачки надо проверить по манометру давление, при котором регулятором давления включается разгрузочное устройство. Это давление должно быть 7-7,35 кгс/см2 (автомобили ЗИЛ-164, ЗИЛ-130). Давление выключения разгрузочного устройства равно 6-5,65 кгс/см2.
Затем проверяют герметичность системы на участке компрессор — тормозной кран. Для этого останавливают двигатель и наблюдают за падением давления воздуха по манометру на щитке приборов. При отпущенной педали тормоза давление не должно падать более чем на 0,5 кгс/см2 в течение часа (примерно 0,1 кгс/см2 в течение 10-12 минут). Более интенсивное падение давления свидетельствует об утечке воздуха на участке компрессор — тормозной кран. Нарушение герметичности возможно из-за неплотного прилегания клапанов компрессора, впускного клапана тормозного крана или вследствие неисправности соединений воздушной магистрали. Место утечки воздуха определяют на слух или с помощью мыльного раствора, которым следует смочить места, вызывающие подозрение.
После этого проверяют герметичность системы на участке тормозной кран — тормозные камеры. Нажав до отказа на педаль тормоза при неработающем двигателе, наблюдают за падением давления по манометру. Давление при этом должно упасть не более чем на 1-1,5 кгс/см2. Снижение давления ниже нормы свидетельствует об утечке воздуха. Если при предыдущем испытании установлена удовлетворительная герметичность участка компрессор — тормозной кран, то утечку воздуха надо искать на участке тормозной кран — тормозные камеры.
Состояние тормозной системы оценивают по величине тормозного пути при торможении автомобиля на сухой горизонтальной дороге.