Консистентные смазки представляют собой нетекучие, мазеобразные вещества, применяемые для смазки тех узлов автомобилей, к которым затруднена подача масла или на которых жидкая смазка не удерживается.
Все смазки по области применения подразделяются на две основные группы: универсальные и специальные.
Универсальные смазки применяют во многих механизмах, специальные — для ограниченного числа механизмов, работающих в особых условиях (например, бензостойкие, морозостойкие и др.).
По характеру загустителя смазки бывают немыльными (загущенные воском, парафином и т.п.) или мыльными, т.е. загущенные кальциевыми, натриевыми и другими солями жирных кислот. Характер и качество загустителя играет решающую роль в свойствах смазок.
Немыльные консистентные смазки применяют, главным образом, в качестве защитной смазки от коррозии при консервации деталей, так как они влагостойки, но низкоплавки и обладают слабыми прочностными свойствами. Типичным представителем немыльных смазок является технический вазелин, применяемый для смазывания клемм аккумуляторных батарей и для консервации автомобильных деталей.
Для смазки узлов и деталей автомобилей применяют, главным образом, мыльные смазки. Среди них особое место занимают кальциевые смазки (солидолы), на долю которых приходится около 75% всего производства смазок.
Кальциевые смазки, при изготовлении которых используются кальциевые мыла, влагостойки, а по температуре каплепадения относятся к среднеплавким. Применяют их в основном для смазки механизмов и деталей, работающих при относительно невысоких температурах, но к которым не исключен доступ влаги, например, сочленения рулевого управления, рессорная подвеска, поворотные цапфы и др.
Смазки, изготовленные на натриевых мылах (консталины), относятся к числу термостойких, имеют сравнительно высокую температуру каплепадения (130-150°), но обладают низкой влагостойкостью. Поэтому применение их для смазывания подшипников ступиц колес и валиков водяных насосов автомобилей не рекомендуется.
Широкое распространение получили смазки, изготовляемые на смешанных загустителях, занимающие по основным показателям промежуточное положение по сравнению со смазками, изготовленными на том или ином загустителе в отдельности. Так, кальциево-натриевые смазки относятся к числу тугоплавких, как натриевые, но влагостойкость их выше, чем натриевых, хотя и меньше, чем кальциевых.
В настоящее время для смазывания узлов и механизмов автомобилей применяют только синтетические консистентные смазки.