С наступлением холодов встает проблема отопления гаража. Я решил ее просто и эффективно, применив самодельный обогреватель. Особенность его конструкции в том, что ТЭН (термоэлектрический нагреватель) я поместил в жидкость. Сосуд, в который она налита, имеет очень большую поверхность (это радиатор от легкового автомобиля). При обдуве воздухом хорошо отдает тепло.
Преимущество моей схемы в том, что нагретая поверхность ТЭНа не контактирует с воздухом, а значит, на ней не «выжигается» кислород. Меняя проходящий через радиатор воздушный поток, я могу регулировать температуру в помещении.
Устройство изображено на рисунке. Оно состоит из радиатора (годится радиатор от легкового автомобиля даже с частично забитыми трубками или радиатор от промышленных холодильных установок, используемых в магазинах и на базах), автомобильного водяного насоса (помпы) с вентилятором и патрубками и электродвигателя, обеспечивающего не менее 1500 об/мин. мощностью 0,5-0,8 кВт с магнитным пускателем.
Электрообогреватель: 1 — радиатор, 2 — расширительный бачок, 3 — вентилятор, 4 — кожух вентилятора, 5 — помпа, 6 — патрубки, 7 — магнитный пускатель, 8 — клиновый ремень. 9 — электродвигатель, 10 — стойка рамы, 11 — сливной краник, 12 — ТЭНы, 13 — жалюзи.
Из стального уголка я сварил раму. Чтобы обогреватель было легче передвигать, поставил ее на колеса. На раме закрепил радиатор, водяной насос, двигатель и пускатель. В нижний бачок радиатора установил три ТЭНа мощностью по 1 кВт на напряжение 220 В. Удобным оказался тройной ТЭН, имеющий общий резьбовой хвостовик. Для его крепления в нижнем бачке радиатора вырубил отверстие и припаял к его кромке кольцо с резьбой под хвостовик ТЭНа. Возможно применение ТЭНов и с другим креплением.
Производительность обогревателя можно регулировать, прикрывая жалюзи радиатора (если их нет, то придется сделать шторку) или, изменяя количество включенных в сеть ТЭНов.
Обогреватель наиболее эффективен, когда температура жидкости в нем поддерживается около 80°C. Этот режим я установил при настройке, подобрав диаметры шкивов. А чтобы компенсировать расширение жидкости при нагреве, я поставил автомобильный расширительный бачок.
В обогреватель налито трансформаторное масло. Оно не замерзает, быстро нагревается и медленнее, чем вода, остывает. Можно использовать и автомобильный «Тосол А-40».
Вращение от электродвигателя к помпе передается клиновым автомобильным ремнем. Натяжение ремня я регулирую, передвигая помпу в пазах под болтами крепления к раме.
Если включить электродвигатель через камерный датчик температуры ДТКБ или ему подобный, обогреватель станет поддерживать заданную температуру. В этом случае его можно применить и для обогрева теплицы.