Степень изношенности цилиндро-поршневой группы можно определить прибором К-69. Для этого в каждый из цилиндров двигателя поочередно при закрытых клапанах подают сжатый воздух под давлением 4 кгс/см2, через отверстия для свечей зажигания.
Утечку сжатого воздуха из цилиндров через неплотности фиксируют манометром. Если герметичности нет совсем, то измерительный манометр покажет 100%. В случае частичной негерметичности давление снижается пропорционально утечке. Если утечка не более 14%, то состояние колец считается хорошим. Место утечки воздуха прослушивают при помощи фонендоскопа или, покрыв мыльным раствором область разъема блока и головки цилиндров, обнаруживают утечку по появлению пузырьков в разъеме блока и головки цилиндров или в заливной горловине радиатора.
Перед определением технического состояния двигателя его прогревают до нормальной рабочей температуры и вывертывают все свечи зажигания. Устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ (конец такта сжатия). Затем снимают крышку распределителя зажигания и вместо нее устанавливают градуированное кольцо, а вместо ротора — стрелку. Кольцо устанавливают в такое положение, чтобы отметка ВМТ первого цилиндра совпала с указанием стрелки. Включают одну из передач и ручным тормозом затормаживают автомобиль, затем присоединяют прибор к воздушной магистрали и с помощью редуктора устанавливают давление, равное нулю, по шкале манометра. Затем наконечник прибора плотно прижимают резиновым упором поочередно ко всем свечным отверстиям и по шкале манометра определяют техническое состояние деталей цилиндро-поршневой группы.
В тех случаях, когда по показаниям манометра техническое состояние двигателя окажется неудовлетворительным, то необходимо, пользуясь фонендоскопом, дополнительно проверить герметичность впускных и выпускных клапанов.
Затем проверяют появление пузырьков воздуха, наблюдая за охлаждающей жидкостью через заливную горловину радиатора. Появление пузырьков воздуха в охлаждающей жидкости свидетельствует о пробое прокладки головки блока цилиндров. Для того, чтобы установить степень изношенности цилиндра, необходимо с помощью прибора определить вторично величину утечки воздуха, но уже при нахождении поршня в начале такта сжатия. Если в этом случае наблюдается значительная утечка воздуха при нахождении поршня в ВМТ, то это свидетельствует об изношенности цилиндра. Для двигателей автомобилей ГАЗ разность замеров утечки воздуха во втором и первом положении поршня не должна превышать 15-20%.