Угар масла обычно составляет 0,5-1% от расхода топлива. Если расход масла превышает 4% от расхода топлива, то двигатель следует направлять в ремонт.
Повышенный угар вызывается неисправностью маслосъемных колец, дефектами цилиндров (износ, деформация гильз, задиры), а также некоторыми другими причинами, связанными с особенностями конструкции двигателя (например, разрушение резиновых уплотнителей клапанов у двигателей ЗИЛ-130). Основной причиной чаще всего является закоксовывание маслосъемных колец.
Проверка расхода масла на угар проводится на участках дорог с твердым покрытием без больших и длинных уклонов. Двигаться следует с экономичной скоростью (для грузовых автомобилей 35-45 км/ч). Перед началом проверки двигатель заправляют маслом основного сорта до верхней метки указателя уровня. По окончании проверки (пробег не менее 50 км) доливают масло до уровня верхней метки из мерной посуды или из посуды, взвешенной до начала испытаний. Доливают масло на горизонтальной площадке не раньше чем через 5 мин. после остановки двигателя. Одновременно проверяют расход топлива, после чего подсчитывают фактический расход (угар) масла.