В процессе эксплуатации автомобиля происходит ослабление резьбовых соединений деталей двигателя и нарушение герметичности соединений. Вследствие износа увеличиваются зазоры между сопряженными деталями, что вызывает потерю компрессии и снижение мощности, уменьшение давления масла в системе смазки, увеличение расхода топлива и масла, появление стуков в механизмах.
Техническое состояние двигателя без его разборки определяется внешним осмотром и проверкой работы на различных режимах, контролем за расходом масла на угар и прорывом газов в картер двигателя, проверкой изменения качества масла в двигателе и определением компрессии в цилиндрах, прослушиванием двигателя и замером давления масла в системе смазки.
Технически исправный двигатель должен устойчиво работать на холостом ходу, а при открытии дросселя развивать полную мощность, не перегреваться, не дымить и не пропускать масло через уплотнения.
Наибольшему износу в двигателе подвергаются цилиндры, поршневые кольца, поршни, коленчатый вал и подшипники. По техническому состоянию этих деталей в первую очередь и определяется возможность дальнейшей эксплуатации двигателя или потребность его в ремонте.
Техническое состояние кривошипно-шатунного и распределительного механизмов двигателя можно выявить:
- по расходу (угару) масла в эксплуатации и падению давления в системе смазки;
- по изменению давления в конце сжатия (компрессии);
- по разрежению во впускном трубопроводе;
- по количеству газов, прорывающихся в картер двигателя;
- по утечке газов из цилиндров и по наличию стуков в двигателе.