При изготовлении многих деталей автомобилей применяют серый и ковкий чугуны. Из серого чугуна изготавливают блоки цилиндров, картеры сцепления, картеры коробки передач, газопроводы и другие корпусные детали. Ковкий чугун применяют при изготовлении ступиц колес, картеров редукторов главной передачи и других деталей.
Характерными дефектами этих деталей являются трещины, пробоины, обломы фланцев и приливов, повреждения резьбы в отверстиях. Наиболее распространенным способом устранения этих дефектов является газовая или электрическая сварка.
Особенности сварки чугунных деталей
Чугун обладает рядом специфических свойств, затрудняющих сварку, он хрупок, малопластичен. Относительное удлинение чугуна при разрыве практически равно нулю, поэтому при неравномерном нагреве и остывании почти всегда возникают большие внутренние напряжения, которые приводят к появлению трещин. При быстром охлаждении серого чугуна, нагретого до температуры выше 750°С, графит легко переходит в цементит (т.е. чугун отбеливается), сварочный шов получается очень твердым и плохо обрабатывается. В расплавленном состоянии чугун жидкотекуч и быстро переходит из жидкого состояния в твердое минуя пластическое.
Одним из наиболее надежных способов, позволяющих получать наплавленный металл, по свойствам весьма близкий к основному металлу, является газовая сварка с общим равномерным подогревом детали и медленным таким же ее охлаждением. Она обеспечивает лучшие условия для графитизации углерода в наплавленном металле, делает менее вероятным появление в соседних со швом участках основного металла твердых зон отбеленного чугуна, уменьшает внутренние напряжения в свариваемой детали и возможность образования трещин. Однако процесс устранения повреждений «горячей» газовой сваркой малопроизводительный и очень трудоемкий и применяется редко. Газовую сварку без общего подогрева используют при устранении повреждений в малонапряженных местах детали. Более широкое применение при устранении повреждений в чугунных деталях находит ручная электродуговая сварка без общего подогрева детали, так называемая «холодная» сварка.
К технологическим мерам, направленным на получение качественных сварных соединений в чугунных деталях «холодной» дуговой сваркой, относятся:
- предупреждение чрезмерного нагрева металла при сварке путем применения электродов малого диаметра, сварки на пониженных режимах (малым током) и сварки вразброс,
- снижение напряжений, возникающих в результате усадки металла шва, путем уменьшения объема наплавленного металла и проковки шва в горячем состоянии,
- правильный выбор марки электрода и метода сварки.
При восстановлении чугунных деталей кроме ручной электродуговой сварки находят также применение полуавтоматическая сварка проволокой ПАНЧ-11 и пайка-сварка.