Характерными дефектами деталей из алюминиевых сплавов являются трещины, отколы и другие механические повреждения, а также коррозионные повреждения соприкасающихся с охлаждающей жидкостью поверхностей.
Почти в каждой второй детали из алюминиевого сплава, поступающей в капитальный ремонт, имеются поврежденные резьбовые отверстия. В каждой четвертой головке цилиндров двигателя ГАЗ-52 в результате коррозионного разрушения повреждены края отверстия под водоотводящим патрубком. Во многих деталях обламываются ушки крепления.
Большинство механических повреждений в деталях из алюминиевых сплавов устраняют сваркой.
Детали из алюминиевых сплавов — особенности сварки
Алюминиевые сплавы обладают рядом специфических свойств, затрудняющих в условиях авторемонтного производства их сварку.
Главным затруднением для сварщика является то, что алюминиевый сплав при нагреве не меняет своего цвета и даже в расплавленном состоянии остается серебристо-белым. При недостаточном навыке сварщик может не заметить начало расплавления металла, результатом чего явится проваливание стенки детали под собственной тяжестью.
На поверхности алюминиевых сплавов постоянно находится окисная пленка, которая по своим физическим свойствам значительно отличается от основного металла. Она намного тяжелее сплава, а температура плавления окисной пленки 2000°С, в то время, как температура плавления основного металла 670-650°С. При сварке более тяжелая и тугоплавкая окисная пленка препятствует образованию нормальной сварочной ванны.
Алюминиевые сплавы обладают высокой теплопроводностью. Она почти в 3 раза выше, чем у стали. Это способствует быстрому отводу тепла от места нагрева. Для создания необходимой температуры и образования нормальной сварочной ванны требуются мощные источники тепла.
Кроме вышеуказанных затруднений при сварке деталей из алюминиевых сплавов приходится считаться и с разной толщиной стенок детали. Остывание неодинаковых стенок происходит за разное время, в результате чего может произойти изменение геометрических размеров (коробление) детали.
Все перечисленные затруднения и особенности при сварке алюминиевых сплавов усложняют, но не исключают возможности получения высококачественных сварных соединений.