Основные элементы системы зажигания. Катушка зажигания. Часть 2 - Обслуживание и ремонт автомобиля

Основные элементы системы зажигания. Катушка зажигания. Часть 2

Особого внимания заслуживает вывод высокого напряжения из катушки. О том, что это место особое, приходилось убеждаться на новом автомобиле после механической мойки. Двигатель не пускается, на свечах нет искры. Часто достаточно вынуть провод высокого напряжения из катушки, снять и тщательно обтереть их вместе с корпусом катушки зажигания насухо — двигатель легко заведется.

Провод высокого напряжения, идущий от катушки до крышки распределителя, и места соединения требуют повышенного внимания еще и потому, что этот провод работает в четыре раза (4-цилиндровый двигатель) интенсивнее, чем провода свечей. Так, на холостом ходу (800 мин-1) импульсы высокого напряжения проходят по этому проводу 27 раз в секунду. При максимальных оборотах двигателя частота прохождения импульсов увеличивается в 6-7 раз.

При обслуживании системы зажигания нужно осмотреть высоковольтный вывод катушки. Если латунный контакт в отверстии катушки почернел, необходимо, свернув мелкую шкурку «трубочкой», очистить до блеска контакты и наконечник провода. Таким же образом зачищаются высоковольтные контакты проводов в крышке распределителя.

Наконечники высоковольтных проводов представляют собой латунные цилиндрики с прорезями и, если наконечники в гнездах крышек катушки и распределителя сидят свободно, необходимо увеличить ширину прорези, слегка разогнув цилиндр наконечника.

Если не следить за высоковольтными контактами, то происходит следующее. В катушке зажигания с ростом сопротивления в контакте ток с латунной части вывода начинает стекать по пластмассовой стенке отверстия к его краю. Далее ток попадает на наружную часть крышки катушки и устремляется к клемме. С клеммы катушки по проводу низкого напряжения ток попадает к подвижному контакту прерывателя. В прерывателе максимальный зазор порядка 0,4 мм, а в свече между электродами 0,5-0,6 мм. Пробивное напряжение возрастает с увеличением зазора в свечах, с увеличением давления в камере сжатия, с обеднением смеси и понижением ее температуры.

Постепенно край отверстия в пластмассовой крышке катушки зажигания «обугливается», сопротивление пластмассы понижается, путь для стекания импульса становится короче, а надежность системы зажигания снижается.

В итоге в крышке катушки от края отверстия к клемме образуется прожог или поверхностная трещина. Сняв катушку, можно рассмотреть эту трещину, но она часто не приводит к полному отказу системы зажигания в нормальных условиях.

Когда требуется повышенное пробивное напряжение, а в трещине конденсируется влага, что происходит при повышении температуры окружающего воздуха при повышенной влажности (дождь, мойка), двигатель может не только не запускаться, но и заглохнуть на ходу. Все эти неприятности могут иметь место и при отсутствии прогаров (прожогов), но в этом случае для запуска требуется тщательная обтирка (просушка) крышек катушки зажигания и распределителя, свечей зажигания. Если двигатель заглох на ходу (горячий), достаточно подождать 10-15 мин.

Во всех случаях положение усугубляется при неотрегулированном или неисправном карбюраторе, «слабом» аккумуляторе, при дефектной свече в одном из цилиндров, при неправильных действиях по запуску двигателя. Если двигатель не запустился после трех попыток (10-15 секунд — включение стартера, 30 секунд — перерыв между включениями) — необходимо проверить системы зажигания и питания. Дополнительно в холодное время года рекомендуется: провернуть коленчатый вал вручную, включить для разогрева аккумулятора на несколько секунд фары, выжать сцепление.

При прогаре крышки катушки зажигания стекание импульса тока можно даже увидеть. Достаточно сдвинуть по проводу у катушки резиновый колпачок и отклонить в сторону клеммы «+Б» провод — в отверстии крышки будут видны искры.

Иногда стекание импульсов происходит и через пластмассовую стенку высоковольтного вывода крышки катушки зажигания прямо на брызговик, к которому крепится катушка.

В связи с изложенным интересно сравнить катушку Б117-А с катушкой Bosch (1 220 522 011). У первой расстояние от внутреннего контакта в крышке катушки до края отверстия составляет 75% от диаметра, а у второй — 112%. У катушки Bosch есть специальный пластмассовый экран, который препятствует стеканию искры, как на клемму, так и на «массу» автомобиля.

Конечно дело не только и не столько в «длине пути«, по которому стекают импульсы, а в качестве (сопротивлении) материалов. Электрическое сопротивление материалов может значительно различаться. Так германий (полупроводник) имеет сопротивление в 30 миллионов раз больше, чем у меди и в 1 миллион раз меньше, чем у стекла.

Катушки зажигания при работе нагреваются. Нагрев ее до 80°С снижает вторичное напряжение примерно на 1,5 кВ (1500 В). На «Жигулях» для обдува катушки зажигания скоростным напором воздуха предусмотрено специальное окно в левом щитке радиатора. Естественно, катушка зажигания должна быть чистой.

И последнее, что касается катушки зажигания — если из нее вынут высоковольтный провод, нельзя при включенном зажигании вращать коленчатый вал (вручную, стартером), так как в этом случае катушка совершенно напрасно подвергается суровым испытаниям на предельные возможности.

Комментарии закрыты, но вы можете Трекбэк с вашего сайта.

Комментарии закрыты.