Неисправности системы зажигания. Часть 5 - Обслуживание и ремонт автомобиля

Неисправности системы зажигания. Часть 5

Почему же двигатель перегрелся? Энергия, упакованная в бензине, переходит в двигателе в механическую энергию и теплоту. Соотношение первого и второго определяет в основном КПД двигателя (у бензинового двигателя внутреннего сгорания 20-40 %).

Бензин необходимо поджигать так, чтобы был получен максимальный КПД. В рассматриваемом случае (при пониженной степени сжатия и высокооктановом бензине АИ-92) поджигать топливно-воздушную смесь необходимо раньше. Максимальное давление в цилиндре будет за ВМТ, но в непосредственной близости от нее.

Если говорить с чисто житейской позиции, АИ-92 (если обозначить его с помощью моторного октанового числа, то получится примерно А-85) горит медленнее, поэтому поджигать его необходимо раньше. Бензин АИ-80 горит быстрее, а то и может просто взорваться в камере сгорания всем объемом, поэтому поджигать его необходимо позднее. В противном случае пик давления может оказаться перед ВМТ и нагрузки на детали двигателя (поршни, шатуны, коленвал) необычайно (и совершенно напрасно) возрастут.

В принципе использование высокооктанового бензина требует увеличения угла опережения зажигания и повышения энергии системы зажигания и, что еще лучше, повышения степени сжатия.

Несколько иная ситуация с применением газового топлива.

Газ для автомобилей (LPG — Liquified Petroleum Gasсжиженный нефтяной газ) представляет собой жидкую смесь пропана и бутана. Бесспорные преимущества газа: высокое октановое число (100 и более), нет серы (кислот в двигателе), он дешевле бензина, прекрасно смешивается с воздухом и равномерно распределяется по цилиндрам. Есть и недостатки — энергия упакована в жидкой смеси газов менее плотно, поэтому объемный расход больше примерно на 20 %.

Но главное в другом. Если применять газ на автомобиле, предназначенном для бензина, то при интенсивной эксплуатации двигатель может выйти из строя уже через 60 тыс. км (подгорают клапаны, седла — износ этих деталей увеличивается примерно в 10 раз).

Октановое число у газовой смеси (исследовательский метод) не менее 100. Если рассуждать по аналогии с бензином, то зажигание необходимо более раннее. В действительности же эта закономерность действует только до определенного момента.

Дальше необходимо вспомнить о четырех агрегатных состояниях вещества: твердое, жидкое, газообразное и плазма.

Бензин — это жидкость, а вот рассматриваемая смесь газов в баллоне уже находится на грани кипения. Если бензин после карбюратора представляет собой смесь газа и капелек различных размеров жидкости, то сжиженный (не говоря уже о сжатом) после испарения превращается в обычный газ.

Для капелек бензина необходимо тепло для испарения, для газа этого не требуется. По объему камеры сгорания газ распределяется более равномерно, воспламенение его легче, и поджигать его (в двигателе, не приспособленном специально под газ) необходимо позже. Последнее обеспечивает меньший нагрев двигателя, больший КПД.

При использовании газа (на автомобилях, предназначенных для бензина) рекомендуется после каждого баллона газа проехать несколько десятков километров на бензине для защиты каналов и жиклеров от загрязнения, снижения износа и повреждений поплавка, иглы и осей, а также сохранения мембраны, уплотнения карбюратора от растрескивания из-за высокой температуры. Если всего этого не делать периодически, то затем может оказаться, что уже пора делать ремонт.

Лучшей газовой аппаратурой для автомобилей считается та, которая позволяет переходить с бензина на газ и, наоборот, во время движения. При этом газовый «карбюратор» очень компактный (примерные размеры 50*50*50 мм), состоит из двух кранов (система холостого хода, переходная и главная дозирующие системы) и пристроен прямо к «прокладке» (толщиной 10 мм) под карбюратором.

У нас грузовики на газе появились еще в 50-х годах прошлого века, однако, по ряду причин, широкого распространения не получили. Основные их преимущества: в атмосферу выбрасывается на 55 % меньше образующих смог веществ, на 35 % меньше окиси азота, невысок износ двигателя, низка стоимость топлива. Главный недостаток — малый запас хода автомобиля в случае работы только на сжатом газе.

В случае применения этилированного бензина (после неэтилированного) следует учитывать тот факт, что тетраэтилсвинец затормаживает воспламенение топливно-воздушной смеси. Поэтому при переходе на этот бензин желательно увеличение угла опережения зажигания.

При правильной установке зажигания нужно помнить, что обычно диапазон регулирования углов зажигания у центробежного регулятора примерно вдвое больше, чем у вакуумного. Влияние вакуумного регулятора превосходит влияние центробежного только у автомобиля «Москвич-21412» (двигатель УЗАМ 331.10, датчик-распределитель 54.3706).

Характеристики регуляторов для различных автомобилей (наших и иномарок) даются в виде таблиц или при помощи диаграмм (графиков). Нужно обратить внимание на величину и размерность параметров.

Обычно диапазон вакуумного регулятора лежит в пределах 100-300 мм рт. ст. (ЗАЗ-1102 «Таврия» — 50-150 мм рт. ст.).

Комментарии закрыты, но вы можете Трекбэк с вашего сайта.

Комментарии закрыты.