Основные элементы системы зажигания. Катушка зажигания. Часть 1 - Обслуживание и ремонт автомобиля

Основные элементы системы зажигания. Катушка зажигания. Часть 1

Наиболее массовая «жигулевская» катушка Б117-А предназначена для обычной контактной системы зажигания (КСЗ). Срок службы, как правило, более 300 тыс. км. Внезапные отказы без каких-либо «предварительных сигналов» довольно редкое явление.

В случае отказа катушки Б117-А ее можно заменить катушкой зажигания от «Москвича» или «Волги» – Б115-В. Катушка Б115-В четырехклеммовая. Если состояние двигателя, систем питания и зажигания нормальное (двигатель запускается легко), клемму «ВК» можно вообще не использовать. Подключаемся к клемме «ВК-Б» через сопротивление, которое довольно сильно нагревается, что не должно смущать потребителя. Если запуск двигателя явно затруднен, тогда необходимо соединить клеммы «ВК» и «ВК-Б» (закорачивается дополнительное сопротивление), установив для этой цели специальный тумблер или кнопку. Сразу же, как двигатель заработает, клеммы «ВК» и «ВК-Б» необходимо разъединить.

При различных контактно-транзисторных системах зажигания (КТСЗ), устанавливаемых дополнительно к обычной КСЗ, используют штатные катушки зажигания. В настоящее время такие системы выпускают с переключателем, позволяющим переходить от КТСЗ к КСЗ и наоборот. Бывали случаи, когда при недостаточно надежном подключении к «массе» КТСЗ начинала постепенно отказывать. При этом автомобиль теряет мощность, расход топлива превышает норму, а скорость резко снижается. Самое интересное в том, что после промывки, чистки и регулировок в системах питания и зажигания, замене транзисторов – все становилось нормально. А через некоторое время все повторялось. Единственно верным направлением обнаружения причины неисправности был переход «назад» к обычной системе зажигания.

А можно ли использовать катушки от систем зажигания высокой энергии (бесконтактно-транзисторная система зажигания (БТСЗ), микропроцессорная система управления двигателем (МСУД)) при КСЗ? Катушка зажигания 27.3705 (БТСЗ) имеет при 25 °С сопротивление первичной обмотки 0,4-0,5 Ом (вторичной 3500-4500 Ом). Катушка зажигания 29.3705 (МСУД) соответственно 0,45-0,55 Ом (9500-12500 Ом). Сравнив приведенные величины сопротивлений первичных обмоток катушек зажигания 27.3705, 29.3705 с сопротивлением первичной обмотки катушки Б117-А (см. выше), можно заметить, что у нее сопротивление больше в 6-9 раз. Если при классической системе зажигания первичный ток не более 3-5 А, то в системах высокой энергии ток до 10 А. В классической системе зажигания по катушке от БТСЗ, МСУД пойдет ток в 6-9 раз больший, величина его будет в пределах 18-45 А, т.е. при КСЗ использовать катушки 27.3705 и 29.3705 нельзя, они просто сгорят.

В системах высокой энергии можно применять катушки зажигания от КСЗ, но высокой энергии зажигания (выше, чем у КСЗ, примерно в 2,5 раза) вы уже не получите. Если высокой степени сжатия дополнительно будут «сопутствовать» обедненная смесь, пониженная температура окружающего воздуха и т.д., то пустить двигатель просто не удастся.

Таким образом для КСЗ необходима катушка зажигания с сопротивлением первичной обмотки в 3,1-3,5 Ом. При необходимости повышения энергии зажигания (например, у «Москвич-21412» со степенью сжатия 9,5) сопротивление первичной обмотки понижается при пуске двигателя до 1,5-2,0 Ом (катушка Б115-В). При работе двигателя последовательно с первичной обмоткой включается добавочное сопротивление (вариатор). Однако пониженное сопротивление первичной обмотки приводит на малой частоте вращения двигателя к нежелательному увеличению первичного тока. Добавочное сопротивление здесь выступает в роли вариатора и при нагреве (большой ток) повышает свое сопротивление до 4,5 Ом, что ограничивает ток величиной 3 А. При больших первичный ток уменьшается до 1 А, при этом сопротивление вариатора снижается до 1,7 Ом.

Катушки зажигания двигателей с числом цилиндров более четырех имеют меньшее сопротивление первичной обмотки и большее число витков вторичной. Этим же отличаются катушки высокооборотных двигателей.

Особенностью катушек зажигания Б117-А и Б115-В, имеющих большое сопротивление первичной обмотки, является то, что, если случайно оставить включенным зажигание, катушка не выйдет из строя — произойдет полный разряд аккумуляторной батареи.

Иначе в системах зажигания высокой энергии. Например, если от датчика Холла постоянно идет открывающий транзистор сигнал (перетерся провод в датчике-распределителе) и первичный ток протекает через катушку постоянно, то первичная обмотка катушки перегорает.

Комментарии закрыты, но вы можете Трекбэк с вашего сайта.

Комментарии закрыты.