Установка момента зажигания. Часть 1 - Обслуживание и ремонт автомобиля

Установка момента зажигания. Часть 1

Момент зажигания топливовоздушной смеси в камере сгорания — это момент образования искры между электродами свечи. Установка момента зажигания — это возможность воспламенения смеси при определенном положении поршня относительно ВМТ. Так как ориентироваться проще по коленчатому валу (шкиву, маховику), то зажигание до ВМТ (опережение), в ВМТ и за ВМТ (запаздывание) принято оценивать в угловых градусах по коленчатому валу со знаком «+» или «-».

Шкала может быть в люке картера сцепления или на шкиве. В первом случае риска (метка ВМТ в соответствующих цилиндрах) — на маховике, а во втором — штифт в крышке механизма газораспределения (шкала на шкиве). В связи с меньшим диаметром шкива по сравнению с маховиком шкала может охватывать весь диапазон изменения угла момента зажигания.

На каком бы автомобиле не устанавливалось зажигание, начинать необходимо с проверки трех соответствий. В момент зажигания должны находиться относительно друг друга в соответствующем (определенном) положении: коленчатый, распределительный валы и валик распределителя.

Главным ориентиром (почти всегда) является ВМТ в первом цилиндре. На 4-тактном двигателе рабочий цикл осуществляется за два оборота коленчатого вала или за четыре хода поршня (такт — пол оборота, один ход поршня), поэтому поршень первого цилиндра в ВМТ за цикл будет два раза. Один раз между тактами выпуска и впуска, другой — между тактами сжатия и расширения (рабочий ход). Именно последняя ВМТ нас и интересует. Для взаимной ориентировки коленчатого и распределительного валов используются различные метки: выступы, штифты, запрессованные шарики, риски, канавки, лунки и т.д.

Положение валика распределителя контролируется по расположению наружного контакта ротора относительно бокового электрода также первого цилиндра.

Рассмотрим три соответствия на примере автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2107 с любой системой зажигания (КСЗ, БТСЗ). Обратим внимание на метки на шкиве коленчатого вала и крышке привода распределительного вала.

Метка (выступ, прилив) на шкиве используется тогда, когда есть доступ к передней части двигателя (снят радиатор или двигатель). При установке момента зажигания в обычных условиях используется метка (пропил) на ребре шкива со стороны двигателя.

Совмещение меток говорит только о том, что поршни первого и четвертого цилиндров находится в ВМТ. В каком цилиндре конец такта сжатия, можно узнать, посмотрев на наружный контакт ротора, предварительно сняв крышку распределителя.

Если распределитель снят, поступаем следующим образом. Заткнув бумажной пробкой отверстие свечи первого цилиндра, вручную проворачиваем коленчатый вал. Момент вылета пробки говорит о ВМТ поршня первого цилиндра в конце такта сжатия.

В случаях, когда проводится регламентное обслуживание двигателя с регулировкой клапанов, поступают иначе. При снятой крышке головки блока совпадение нижних меток говорит о том, что конец такта сжатия — в четвертом цилиндре.

При снятой крышке головки наличие трех соответствий на «Жигулях» лучше всего проверить по ВМТ четвертого цилиндра. Обычно пишут, если совпадают верхние метки, должны совпадать и нижние метки. В действительности, даже на новых автомобилях, тако-10 совпадения не бывает. При совмещении верхних меток метка на шкиве коленчатого вала уходит вниз, по ходу вращения коленчатого вала от длинной метки по наружному диаметру шкива до 10 мм.

По мере вытягивания цепи (ремня) метки расходятся еще больше. Несовпадение меток является своеобразной страховкой для случая, когда по каким-либо причинам нарушено соответствие положений коленчатого и распределительного валов.

Для валика распределителя рекомендуется: при загорании контрольной лампы при совмещении меток наружный контакт ротора должен находиться против контакта четвертого цилиндра в крышке распределителя (при установке зажигания по четвертому цилиндру). Но, как отмечалось выше, если между ротором и кулачком — жесткая связь, то между валиком распределителя и кулачком (соответственно и ротором) такой связи нет.

При работе центробежного регулятора кулачок с ротором будут доворачиваться по ходу валика распределителя. В связи с изложенным, у наружного контакта ротора обычно больше обгорает задний край, контакт ротора в момент появления импульса напряжения успевает пройти боковой контакт крышки. Поэтому лучше устанавливать распределитель так, чтобы контакт ротора оказался повернутым назад настолько, чтобы боковой контакт был напротив передней части наружного контакта ротора.

Комментарии закрыты, но вы можете Трекбэк с вашего сайта.

Комментарии закрыты.