При установке зажигания необходимо учитывать следующие особенности.
Начальный угол опережения зажигания нужно устанавливать с максимальной точностью, в противном случае отклонения при больших частотах вращения коленчатого вала резко возрастают.
Оптимальная установка зажигания с использованием контрольной лампы удается не всегда и более надежным является использование стробоскопа.
После первых поездок (после установки зажигания) необходимо вновь проверить зажигание.
Окончательная проверка зажигания проводится при движении автомобиля (двигатель прогрет) на прямой передаче на ровном участке дороги. Если при резком нажатии на педаль «газа» разгон сопровождается незначительной и кратковременной детонацией, то зажигание считается установленным правильно. Например (для «Жигулей») скорость должна быть 50 км/ч, в машине — только водитель, а легкая детонация должна продолжаться лишь 2-3 с. Если детонации нет совсем или динамика (разгон, максимальная скорость) автомобиля неудовлетворительна, следует увеличить угол опережения зажигания. Если детонация сильная, то угол опережения зажигания, как правило, необходимо уменьшить. Заметим, что на первых «Жигулях» степень сжатия была 8,8, после чего была снижена до 8,5. А вот на автомобиле «Москвич-21412» (двигатель УЗАМ 331.10) степень сжатия 9,5 детонационные стуки при нажатии на акселератор появляются и на низших передачах. Однако их устранение приводит к увеличению расхода топлива и снижению максимальной скорости.
Встречаются случаи (ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109), когда установка момента зажигания по норме не дает желаемого результата, а у автомобиля появляется явно неудовлетворительная динамика. Здесь угол опережения должен быть больше, чем рекомендуемый. На реэкспортных автомобилях с таким дефектом с внутренней стороны капота часто приклеено соответствующее уведомление.
Нормальная частота вращения коленчатого вала на холостых оборотах (минимальное число) обычно составляет 650-850 мин-1. Двигатели с впрыском топлива могут иметь обороты холостого хода при ускоренном прогреве до 1800 мин-ч. Центробежные регуляторы у большинства автомобилей на холостом ходу не работают. Однако диапазон оборотов, при которых вступает в работу центробежный регулятор, может быть в пределах 250-1250 мин-1.
Вакуумный регулятор на холостом ходу почти всегда работает, поэтому при установке начального угла или проверке центробежного регулятора его отключают.
От правильно установленного зажигания и нормальной работы автоматов зависит многое, в том числе расход топлива и содержание CO в отработавших газах.
Однако, если для вас главное — расход топлива, необходимо иметь в виду, что здесь наиболее серьезные резервы скрыты не в системе зажигания, а в манере (стиле) управления автомобилем. Как показали исследования компании Mercedes-Benz, главный фактор повышенного расхода топлива — стиль езды. При плавной езде (без резких разгонов и торможений), отсутствии багажника на крыше и лишних вещей в багажнике автомобиля, поддерживая оптимальное давление в шинах и выключая двигатель при ожидании зеленого сигнала светофора, иногда удается снизить эксплуатационный расход топлива до 40%!