В диагностике двигателя важное место занимает величина компрессии в цилиндрах, т.е. оценка степени износа цилиндров, колец поршней и герметичность прилегания клапанов.
Эти неисправности можно, конечно, определить по внешним признакам работы двигателя:
- неплотное закрытие выпускного клапана (при правильной установке момента зажигания) — выстрелы в глушитель,
- а неплотное прилегание впускного клапана — чихание в карбюратор,
- повышенный износ цилиндров и поршневых колец — дым из глушителя, повышенный расход масла.
Для более точной диагностики необходим компрессометр. Изготовить его самому довольно просто. Надо только найти манометр с диапазоном измерения до 16 кгс/см2 и выточить из латуни переходник. Основная деталь прибора — вентиль от камеры грузовика, желательно прямой и довольно длинный с исправным гнездом под золотник.
Компрессор
Для проверки компрессии необходимо: прогреть двигатель до температуры 80-85 °C, вывернуть свечи и установить в отверстие первого цилиндра компрессометр, открыть полностью дроссельную и воздушную заслонки. Проворачивать стартером коленчатый вал двигателя, пока показания манометра не перестанут увеличиваться. Перед замером компрессии в следующем цилиндре нужно сбросить показания компрессометра металлическим стержнем через отверстие в резиновом наконечнике, нажав на золотник.
Перед замером необходимо отрегулировать зазоры клапанов. Нормальным считается, если показания манометра в 1,2-1,7 раза превышают степень сжатия двигателя.
В исправном двигателе разница показаний компрессометра не должна превышать 1 кгс/см2 в каждом цилиндре.
Давление в конце такта сжатия должно соответствовать:
Жигули 01-07 | 9,7 кгс/см2 |
Жигули 08 | 11,0 кгс/см2 |
Москвич | 9,8 кгс/см2 |
Волга | 9,9 кгс/см2 |
Износ или неисправность поршневых колец, негерметичность прилегания клапанов можно выявить следующей проверкой. После определения давления в цилиндрах следует залить через свечное отверстие 25-30 см масла для двигателя и прокрутить коленвал. Затем снова замерить давление. Повышенное давление компрессии при этом укажет на неисправность (износ) колец цилиндра, отсутствие повышения — на негерметичность клапанов.
Незначительное пригорание поршневых колец можно попытаться устранить самому без разборки двигателя.
Приготовить смесь: 50% растворителя 647 или ацетона, 25% керосина, 25% масла для двигателя. Залить по 100 см3 в каждый цилиндр, затем провернуть коленвал на несколько оборотов. Через час добавить по 50 см3 смеси в каждый цилиндр и оставить на 7-8 часов. Затем залить по 30 см3 смеси бензина с маслом (1:20) и проехать на автомобиле 20-25 км. Затем слить масло из картера двигателя и промыть систему промывочным маслом.